Конституция Гондураса (1936)

ЧАСТЬ I Глава единственная ГОСУДАРСТВО И СУВЕРЕНИТЕТ
С т а т ь я 1. Гондурас является свободным, суверенным и независимым государством.
Вмешательство иностранного Правительства в его внутренние дела является нарушением его суверейитета.

С т а т ь я 2. Национальный суверенитет принадлежит совокупности всех гондурасцев, которые передают его осуществление властям, установленным настоящей Конституцией.

С т а т ь я 3. Вся государственная власть исходит от народа.
Государственные должностные лица не имеют иных полномочий, кроме установленных законом.
Любой акт, не предусмотренный законом, яаляется ничтожным.

С т а т ь я 4. Границы Гондураса и его территорияльное деление устанавливаются законом. Прибрежная подводная платформа или основание континентальной части территории и остров, а также покрывающие их воды Тихого и Атлантического океанов, независимо от глубины и протяженности, входят в состав государственной территории.

С т а т ь я 5. Никакая власть не моыет заключать Пакты, договоры или соглашения, которые представляют собой угрозу для суверенитета и независимости Республики.
Те, кто участвовал в заключении таких пактов, договоров или соглашений или содействовал их осуществлению, во всякое время могут быть привлечены к ответственности.
ЧАСТЬ II ГРАЖДАНСТВО И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА Глава I ГОНДУРАСЦЫ
С т а т ь я 6. Гондурасцем можно быть по рождению или по натурализации.

С т а т ь я 7. Гондурасцами па рождению являются:
1. Лица, родившиеся на национальной территории Гондураса, за исключением детей членов дипломатических представительств и детей иностранцев, проезжающих через строну.
2 Дети, родившиеся за границей, отец или мать которых являются гондурасцами, с момента их обоснования в Гондурасе, а также и независимо от это, если в соответствии с законамии их места рождения они приобретают гондурасское гражданство или избирают его, если имеют право выбора. Положения настоящей статьи могут быть изменены договорами.

С т а т ь я 8. Никто из гондурасцев, родившихся на территории Республики, не может иметь другого гражданства, кроме гондурасского, пока он проживает в стране.

С т а т ь я 9. Ни вступление в брак, ни его расторжение не изиеняют гражданства супругов или их детей.

С т а т ь я 10. Гондурасцами по натурализации считаются уроженцы других Республик Центральной Америки которые после одного года проживания в стране письменно заявят компетентным властям о своем желании приобрести гондурасское гражданство и выполнять установленные законом требования и, во всяком случае, при условии взаимности со стороны Государства их происхождения и в пределах этой взаимности.

Статья 11. Гондурасцами по натурализации являются:
1. Испанцы и латиноамериканцы, проживающие в стране в течение двух лет.
2. Другие иностранцы, которые непрерывно проживают в стране более четырех лет.
В обоих случаях обращающиеся с просьбой о натурализации должен предварительно отказаться от своего прежнего гражданства и заявить компетентным властям о желании приобрести гондурасское гражданство.
3. Лица, получившие свидетельство о натурализации по постановлению Национального Конгресса.

Статья 12. Гондурасское гражданство утрачивается:
1. в случае добровольной натурализации в другой стране;
2. в случае аннулирования свидетельства о натурализации;
3. В случае содействия врагам Гондураса или их союзникам во время войны.

Статья 13. В слу чае, предусмотренном пунктом 3 предыдущей статьи, гражданство может быть востановлено только по решению законадательной власти.

Статья 14. Каждый гондурасец обязан защищать Родину, уважать власти и содействовать укреплению Государства и его экономическому и духовному процветанию.
Глава II ИНОСТРАНЦЫ
Статья 15. Иностранцы, с момента своего прибытия на территорию Республики, обязаны уважать власти и соблюдать законы.

Статья 16. Иностранцы пользуются в Гондурасе всеми гражданскими правами наравне с гондурасцами, с ограничениями, установленными законом.

Статья 17. Иностранцы могут приобретать в стране, в соответствии с законом, всякого рода имущество, которое подлежит обложению обычными и чрезвычайными налогами общего характера на тех же основаниях, что и имущество гондурасцев.

Статья 18. Иностранцы не могут предъявлять исковых требований или требовать возмещения причиненного ущерба от Государства, кроме как в случаях в порядке, допускаемом для гондурасцев.
Они не могут также занимать государственные должности или посты, включая те, которые связаны с отправлением различных существующих в стране религиозных культов, под угрозой изгнания; однако они могут работать в области просвещения и искусства или в любой другой области, которая не является для них запрещенной.

Статья 19. Иностранцы не могут прибегать к использованию дипломатических средств, кроме случаев, когда им отказано в правосудии. Отказ в правосудии не следует понимать в том смысле, что судебное решение будет вынесено не в пользу истца.
Если вопреки этому положению иностранцы не удовлетворяются дружественным урегулированием их исковых требований, результатом чего явится нанесение ущерба стране, они теряют право проживать в ней.

Статья 20.
Выдача преступника может иметь место только на основании закона или договора при совершении серьезного уголовного преступления; выдача политических преступников не допускается ни в коем случае, даже если последствием политического преступления явилось уголовное преступление.

Статья 21. Законы устанавливают порядок и случаи, при которых иностранцу может быть отказано в разрешении на въезд в стану или отдано распоряжение о его высылке как нежелательного лица.

Статья 22. Законы и договоры устанавливают порядок применения этих правил, но не могут изменять их.

С т а т ь я 23. Положения настоящей Главы не изменяют положений договоров, существующих между Гондурасом и другими странами.
Глава III ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
С т а т ь я 24. Гражданами являются:
1. Все гондурасцы-мужчины старше двадцати одного года.
2.Все женатые гондурасцы-мужчины старше восемнадцати лет.
3. Все гондурасцы-мужчины старше восемнадцати лет, умеющие читать и писать.

С т а т ь я 25. Правами гондурасского гражданина являются: пользоваться избирательным правом и занимать в соответствии с законом государственные должности.
Лица, находящиеся на действительной службе в армии или служащие в полиции, не могут избирать, но они могут быть избраны в случаях, не запрещенных законом.

С т а т ь я 26. Гражданские права приостанавливаются, утрачиваются и восстанавливаютя в соответствии со следующими предписаниями:
Гражданские права приостанавливаютая:
1. Приказом об аресте или предъявлением обвинения при наличий оснований для возбуждания уголовного дела.
2. Окончательным приговором суда, которым предусмотрано поражение в политических правах.
3. Судебным решением о лишении гражданских прав в связи со злостной неуплатой долга или официально удостсверенным бродяжничеством.
Гражданские права утрачиваются:
1. При принятии без соответствующего на то разрешения наград, вынуждающих к псслушанию или подчинению пожаловавшему их Правительству.
2. При выполнении в прделах страны, без соответствующего на то разрешения поручеиий другого Государства, военного или политического характера.
3. При оказании в ущерб стране помощи иностранцу или иностранному Правительству в связи с дипломатической претензией или иском в международном суде.
Гражданские права восстанавливаются:
1. При прекращении производства по уголовному делу.
2. При вынесении судом оправдательного приговора.
3. По отбытии наказания.
4. По амнистии или ввиду помилования.
5. При реабилитации в соответствии с законом.

С т а т ь я 27. Участие в голосовании является общественной обязанностыо, отказ от которой не может иметь место.

С т а т ь я 28. Гоносование является прямым й тайным.
Выборы производятся в порядке и при условиях, предусмотренных законом.

С т а т ь я 29. Могут быть избраны только граждане старше двадцати одного года, обладающие дееспособнбстыо; исключения устанавливаются законом.
ЧАСТЬ III ПРАВА И ГАРАНТИИ
С т а т ь я 30. Конституция гарантирует всем жителям Гондураса, как гондурасским гражданам, так и иностранцам, неприкосновенность человеческой жизни, безопасность личности, свободу, равенство перед законом и право собственности.
Глава I НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
С т а т ь я 31. Смертная казнь в Гондурасе отменяется, но пока не проведена в жизнь пенитенциарная система наказания, она применяется в случаях, предусмотренных законом, только к лицам, совершившим отцеубийсгво, предумышленное убийство, а также измену, когда это преступление совершается на действительной военной службе и во время военных действий.
Приговоры, вынесенные по делам об указанных преступлениях, поддежат обсуждение в Апеллкционных судах, решение которых передается на рассмотрение Верховному суду, если дело касается общеуголовных преступлений, или Главному комаыдованию вооруженными силами Республики, если дело касается воинских преступлений.
Как Верховный суд, так и Главное командование вооруженными силами Республики выносят прыговор только на основе рассмотрения дела по существу.
Глава II БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
С т а т ь я 32. Конституция признает гарантию habeas corpus. Поэтому каждое лицо, незаконно задержанное, или кто-либо другой от его имени имеют право обратиться в соответствующий суд, устно или письменно с просьбой о доетавке задержанного в суд.

С т а т ь я 33. Каждый имеет право требовать защиты от любого посягательства на его права или от проызвола, жертвой которого он мог бы быть, и настаивать на осуществлении всех гарантий, которые устанавливает настоящая Конституция, когда имеет место незаконное ограничение пользования ими в закснах или актах государственной власти, ее представителей или должностных лиц.

С т а ть я 34. Приказ об аресте, который исходит не от компетентной власти или без соблюдения предусмотренных законом формальностей, является незаконным.

С т а т ь я 35. Задержание для производства следствия не может продолжаться более шести дней.

С т а т ь я 36. Запрещение арестованному сноситься с внешним миром не может продолжаться более сорока восьми часов.

С т а т ь я 37. Не может быть отдан приказ о задержании, если предварительно полностью не доказан факт совершения преступления или проступка, влекущего за собой лишение свободы, и если нет разумных оснований для вывода, что преступление или проступок совершены именно данным лицом. В таком же порядке совершается предъявление обвинения.

С т а т ь я 38. Запращается заключение в тюрьму за неуплату долга, кроме случаев, когда имел место обман.

Ст а т ь я 39. Заключение в тюрьму или арест, приме няемые в качестве меры наказания или меры пресечения, разрешаются в случаях и на сроки, предусмотренные законом. Арест, применяемый в качестве меры пресечения, не должен превышать тридцати дней.

С т а т ь я 40. Преступник, застигнутый на месте преступления, может быть задержан любым лицом для передачи его компетентной власти.

С т а т ь я 41. Никто не может содержаться под стражей в ином месте, кроме установленного законом. Тюрьмы служат только для содержания лиц, привлеченных к ответственности или отбывающих наказание.

С т а т ь я 42. Даже при наличии ордера на арест, никто не может быть препровожден в тюрьму или содержаться в ней, если будет представлено достаточное поручительство в случаях, когда преступление влечет за собой лишение свободы на срок до трех лет.

С т а т ь я 43. Никто не может быть судим специальными комиссиями или судами, которые не созданы на основании закона.

С т а т ь я 44. Право на защиту является неприкосновенным.

С т а т ь я 45. Никто не обязан давать показания по уголовному делу против самого себя, своего супруга или своих родственников до четвертой степени кровного родства или второй степани свойства.

С т а т ь я 46. Никто не может быть подвергнут притеснениям или преследованиям за свой образ мыслей. Частные действия, которые не нарушают публичного порядка или не наносят ущерба другим лицам, всегда находятся за пределами действия закона.

Ст а т ья 47. Абсолютно запрещаются телесные наказания, жестокое обращение и всякого рода пытки. Также запрещается применение без необходимости кандалов и всякого рода недозволенных строгостей.

С т а т ь я 48. Жилище каждого гражданина является священным убежищем, в которое могуг входить только представители власти в следующих случаях:
1. Для задержания преступника, застигнутого на месте преступления.
2. При совершении преступления внутри жилища, при серьезных беспорядках, требующих быстрого вмешательства, или если из дома раздаются призывы о помощи.
3. В случае пожара, землетрясения, наводнения, эпидемии и в других аналогичных случаях, а также для посещений или осмотров чисто санитарного характера.
4. Для освобождения лица, незаконно лишеыного свободы.
5. Для изъятия предметов, разыскиваемых в судебном порядке, если есть по меньшей мере косвенные доказательства наличия там указанных предметов, а также для исполнения судебного распоряжения, вынесенного в установленном законом порядке.
6. Для задержания преступника, если имеется постановление суда о его заключении в тюрьму или задержании, когда есть по меньшей мере косвенные доказательства того, что он находится в доме, в который надлежит проникнуть.
В двух последних случаях проникновение в жилище может иметь место только при наличии письменного приказа компетентной власти.

С т а т ь я 49. Если жилище, в которое надлежит проникнуть, не является жилищем преследуемого преступныка, органы власти или их представители предварительно испрашивают разрешения живущего в нем лица.
С т а ть я 50. Без разрешения хозяина дома проникновение в жилище запрещается с семи часов вечера до шести часов утра.

С т а т ь я 51. Почтовая й телеграфная корреспонденция, а также частные бумаги неприкосновенны, за исключением случаев, специально установленных Законом об осадном положении.
Ни исполнительная власть, ни ее представители не могут изъять, вскрыть или задержать указанную корреспонденцию. Переписка, изъятая на почте или в какомлибо другом месте, не имеет силы судебного доказательства.
С т а ть я 52. Частная корреспонденция, частные бумаги и книги могут быть изъяты толко по решению компетентного суда в связи с гражданским или уголовным делом в случаях, определенных законом; они подвергаются осмотру в присутствии владельца, а при его отсутствии – двух свидетелей, причем подлежит возвращению все, что не имает отношения к расследуемому делу.

С т а т ь я 53. Запрешается принимать законы и отдавать распоряжения, предусматривающие объявление вне закона, конфискацию имущества или устачавливающие бесчестящие или пожизненные наказания.
Длительность наказания не может превышать двенадцати лет, а по совокупности за кесколько преступлений – двадцати лет.

С т а т ь я 54. Закон не имеет обратной силы, за исключением тех случаев в уголовном законодательстве, когда новый закон более благоприятен для осужденного или обвиняемого.

С т а т ья 55. Полиция может быть подчинена только гражданским властям.

С т а т ь я 56. Закон устанавливает порядок разбирательства и формы производства по гражданским и уголовным делам.
Глава III СВОБОДЫ
С т а т ь я 57. Церковь отделена от Государства.
Гарантируется свободное исповедание любой религии, поскольку это не противоречит законам страны.
Запрещается субсидирование религиозных культов и религиозного обучения.

С т а т ь я 58. Гражданское состояние лица не может, бь1ть установлено религиозным актом.

С т а т ь я 59. Каждый может свободно, без предварительной цензуры, высказывать свои мнения, устно или письменно, через прессу или любым другим путем, что не исключает ответственности за преступления и злоупотребления, совершенные при осуществлении этого права, в порядке и случаях, предусмотренных законом.
Ни в коем случае не могут быть конфискованы как орудие преступления типография или ее оборудование.

С т а т ь я 60. Гарантируется свобода преподавания. Образование, финансируемое из государсчвенных фондов, являетея светским, а начальное образование является, кроме того, бесплатным и обязательным; оно оплачивается за счет муниципалитетов и пользуется материальной поддержкой Государства.

С т а т ь я 61. Гарантируется свобода собраний без оружия и свобода объединений для любой законной цели.
Запрещается создание каких-либо монашеских организаций. Въезд в страну лиц, принадлежащих к этим организациям, регламентируется законом.

С т а т ь я 62. Промышленность и торговля свободны. Однако в интересах Государства может быть монополизирована продажа спирта, спиртных напитков, селитры, пороха, огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, применяемых в военном деле.
Торговля наркотиками и возбуждающимй снадобьями регламентируется законом и международными соглашениями.

С т а т ь я 63. Не допускается предоставление монополий в пользу частных лиц.
Привилегии могут быть предоставлены на срок не более десяти лет. Для концессий с целью поощрения внедрения или усовершенствования новых видов промышленности, иммиграции, кредитных учреждений, а также для строительства дорог или проведения мероприятий по освоению земель срок может быть установлен до девяноста лет без права дальнейшего продления.
В вышеуказанных случаях изъятия могут быть допущены только в отношении установленных прав и налого вых платежей, однако ни в коем случае и ни в каком виде изъятия не могут иметь место в отношекии концессий или соглашений, предметом которых является общественное обслуживание.
Государство не может в предоставленных им концессиях и заключенных им договорах освобождать от муниципальных налогав.
По истечении срока концессии, связанной с колонизацией, иммиграцией населения или строительством дорог предприятие со всем оборудованием и на полном ходу переходит в собственность Государства бедвозмездно.

С т а т ь я 64. Любое лицо может приобрести имущество и распоряжаться им по своему усмотрению, с ограничениями, предусмотренными законами.

С т а т ь я 65. Передача имущества по наследству или иным путем в пользу религиозных учреждений запрещается.

С т а т ь я 66. Любое лицо или собрание лиц имеет право направлять свои петиции законно установленным властям, которые обязаны рассмотреть их и сообщить заявителю о принятом решении.

С т а т ь я 67. Любое лицо, в соотввтствии с законом, может вступить на территорию Республики, покинуть ее, путешествовать в пределаХ ее границ и менять свое местожительство.

С т а т ь я 68. Жители Республики имеют право иметь и носить оружие согласно закону.
Глава IV РАВЕНСТВО
С т а т ь я 69. Все гондурасцы равны перед законом. Республика не признает личных преимуществ и привилегий.

С т а т ь я 70. Запрещается занимать одновременно несколько платных должностей, хотя бы временно; исключение делается для преподавателей и военных хирургов; последние могут одновременно занимать должности в органах здравоохранения.

С т а т ь я 71. Священнослужители не могут занимать государственные должности.

С т а т ь я 72. Принцип пропорциональности является основой прямого налогообложения.
Глава V СОБСТВЕННОСТЬ
С т а т ь я 73. Никто не может быть лишен собственности иначе, как в силу закона или по обоснованному решению суда.

С т а т ь я 74. Зкспроприация недвижимого имущества по причине публичной необходимости или пользы должна быть определена законом или основанным на законе решением суда, и она не может быть осуществлена иначе, как с предварительным возмещением.

Ст а т ь я 75. Право собственности не может осуществляться в ущерб высшему праву Гоударства, в пределах его территориальных границ, и не может преобладать над правами государственных учреждений или предприятии, производящих работы государственного характера.

С т а т ь я 76. Каждый изобретатель пользуеетя исключиельным правом собственности на свое изобретение или открытие на срок, продолжительность которого устанавливается законом.

С т а т ь я 77. Право искового требовакия о возвращении конфискованного имущества не подлежит давности.

С т а т ь я 78. Только Конгресс устанавливает налоги и другие общественные обязанности.

С т а т ь я 79. Всякие услуги, за исключением тех, которые должны быть предоставлены бесплатно в силу закона или основанного на законе судебного решения, должны быть оплачены.

Ст а т ь я 80. Любое лицо, свободно распоряжающееся своим имуществом, не может быть лишено права урегулировать свои дела путем соглашения или посредством арбитража.
Глава VI ДРУГИE ГАРАНТИИ
С т а т ь я 81. Перечень прав и гарантий, содержащийся в настоящей Конституции, не исключает сущесвования не перечисленных здесь прав и гарантий, проистекающих из принципа народного суверенитета и республиканской формы правления.

С т а т ь я 82. Законы, которые регулируют осуществлние указанных гарантий и прав, не имеют силы, если они уменьшают, ограничивают или искажают их.
Глава VII ПРИОСТАНОВКА ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ
С т а т ь я 83. Гарантии, установленные в
Статьях 32, 34, 35, 42, 48, 49, 50, 51, 52, 59, в параграфе первом статьи 61,
Статьях 67, 73 и 79, могут быть временно приостановлены в действии ка всей территории Республики или на части ее, когда этого требует безопасность государства, в случае вторжения на территорию страны, серьезных беспорядков, угрожающих общественному спокойствию, в случае эпидемии или иных бедствий.
Территория, на которой приостанавливаются в действии указанные гарантии, упрвляется в течение этого периода в соответатвии с Законом об осадном положении; но ни в этом, ни в каком-либо другом законе не может предусматриваться приостановление действия других гарантий, кроме указанных выше.
В течение периода приостановления действия гарантий закон не может давать новую квалификацию преступлений, а также налагать другие наказания, кроме тех, которые установлены законами, действующими в момент приостановления гарантий.

С т а т ь я 84. Приостановление действия гарантий может быть объявлено только Конгрессом, а в перерыве между его сессиями – исполнительной властыо; последняя, однако, не может объявлять о приостановлении гарантий на срок более шестидесяти дней иначе, как новым декретом. В каждом случае исполнительная власть должна представить Конгрессу отчет о действиях, совершенных в период приостановлания действия гарантий.

С т а т ь я 85. Если исполнитьчьнал власть нарушит какое-либо из положений, содержащихся в настоящей Главе потерпевший или любое другое лицо от его имени может прибегнуть к защите суда.
ЧАСТЬ IV ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Глава единственная
С т а т ь я 86. Форма правления в Гондурасе – республиканская, демократическая и представительная. Она осуществляется тремя независимыми властями: законодательной, исполнительной и судебной.
С т а т ь я 87. Ни одна из установленных властей не может совершать действия, изменяющие установленную форму правления, нарушающие территориальную целостность или национальный суверенитет.

С т а т ь я 88. Положения настоящей Конституции не препятствуют возможности заключения договоров с одной или несколькими частями бывшей Республики Центральной Америки с целью восстановления союза.
ЧАСТЬ V ЗАК0НОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Глава I ОРГАНИЗАЦИЯ
С т а т ь я 89. Законодательная власть осуществляется Конгрессом Депутатов. Конгресс Депутатов собирается в Столице Республики на очередные сесии, без созыва, пятого декабря каждого года.
Депутаты должны быть дееспособными гражданами, старше двадцати пяти лет, гондурасцами по рождению и уроженцами или жителями департамента, от которого они избираются, или другого, соседнего с ним департамента.

С т а т ь я 90. Сессии Национального Конгресса продолжаются шестьдесят дней и могут быть продлены на срок до сорока дней, когда этого требуют неотложные интересы.

С т а т ь я 91. Конгресс собирается на чрезвычайные сессии, если этого потребуют две трети членов Конгресса или когда он созывается исполнительной властью.
В этих случаях на рассмотрение Конгресса ставятся только вопросы, указанные в декрете о созыве.

С т а т ь я 92. Собравшись в Столице, Конгресс может принять решеные о перенесении сессии в другой населенный пункт.

С т а т ь я 93. Первого декабря каждого года Депутаты собираются на подготовительное заседание и, при условии присутствия по меньшей мере пяти Делутатов, организуют распорядительный комитет для проведения мер, необходимых для начала работы Конгресса.

С т а т ь я 94. Наличия двух третей членов Конгресса достаточно для открытия сессии.

С т а т ь я 95. Пять Депутатов могут созвать Конгресс на чрезвычайную сессию в любом месте Республики, если исполнительная власть будет препятствовать его созыву, проведению его заседаний или распустит его.

С т а т ь я 96. Депутаты избираются на шесть лет, начиная с того дня, когда департаментские собрания объявят об их избрании или изберут их; Депутаты могут быть переизбраны.
В случае длящегося отсутствия Депутата его заменяет в течение всего оставшегося срока депутатских полномочий назначенный Конгрессом заместитель.

С т а т ь я 97. Не могут быть Депутатами:
1. Министры и заместители Министров.
2. Служащие органов исполнительной власти, кроме служащих органов просвещения.
3. Члены Верховного суда и Апелляционных судов,
судьи, внесенные в списки, регистраторы имущества и
должностные лица прокуратуры.
4. Члены Высшей счетной палаты и Генеральный контролер казначейства.
5. Дипломатические и консульские представители.
6. Военнослужащие на действительной службе.
7. Лица, заключившие договор о поставке Государству спиртных напитков, о производстве общественных работ илй о предоставлении услуг, оплачиваемых из государственных фондов, а также лица, которые имают ичковые претензии к Государству, основывающиеся на заключенных с ним договорах.
8. Неисправные должники государственной казны и лица, не представившие отчета о распоряжении ее фондами.
9. Родственники Президента Республики и Государственных секретарей до четвертой степени родства или своиства.
Ст а т ь я 98. Депутаты со дня своего избрания пользуются следующими привилегиями:
1. Личной неприкосновенностью; они не могут быть задержаны, привлечены к судебной ответственности или судимы, даже в условиях осадного положения, если Конгресс предварительно не объявит о наличии основании для возбуждения преследования.
2. К ним не может быть предъявлен гражданский иск во время очередных и чрезвычайных сессий Конгресса, иключая пятнадцать дней до и после их работы, кроме случаев встречного иска.
3. Они не могут быть призваны на военную службу без их на то согласия.
4. Они не могут быть изгнаны или высланы за пре делы Республики в течение периода, на который оны ызбраны.
5. Они никогда не могут привлекаться к ответствен ности за высказанные ими мнения или проявленную в Парламенте инициативу.

С т а т ь я 99. Депутаты не должны принимать назначения на государственную службу. Если они добро вольно согласятся на занятые какой-либо должности из перечисленных в статье 97, то они тем самым перестают быть Депутатами.

С т а т ь я 100. Избрание Депутатов Конгресса производится по норме: один Депутат и один заместитель Депутата на двадцать пять тысяч жителей. Если жителей больше установленного числа, то избирается один Депутат от каждого дополнительного числа жителей, составляющего более половины основного числа.
Однако департаменты, в когорых жителей меньше установленного числа, избирают одного Депутата и одного заместителя.
Глава II ПОЛНОМОЧИЯ КОНГРЕССА
С т а т ь я 101. Конгрессу принадлежат следующие полномочия:
1. Окрывать, приостанавливать и закрывать свои сессии.
2. Созывать чрезвычайные сессии, когда он сочтет это необходимым.
3. Утверждать избрание членов Конгресса после проверки их мандатов и принимать от них присягу.
4. Призывать соответствующих заместителей в случае длящегося отсутствия Депутата или наступления предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих осуществлению Депутатом своих полномочий; принимать решения о замещении открывшихся вакайсий.
5. Принимать заявления членов Кокгресса о сложении с себя депутатских полномочий на законных основа ниях, надлежащим образом подтвержденных.
6. Вырабатывать правила своего внутреннего распорядка.
7. Назначать выборы высших органов власти.
8. Производить подсчет голосов при выборах Президента и Вице-президента Республики и обьявлять избранными граждан, получивших абсолютное большинатво голосов.
9. В случае если ни один из кандидатов не собрал абсолютного большинства голосов, Конгресс производит выборы Президента и Вице-президента из тех двух кандидатов, которые получили каждый по своей должности наибольшее число голосов. И если Конгресс не обьявит об избрании или не проведет выборы Президента или Вице-президента в течение двадцати дней со дня своего созыва, это сделает Верховный суд в течение семи дней, предшествующих дню, установленному для вступления на указанные должности; в зтом случае Верховный суд правомочен принять присягу от избранных. Если одно и то же лицо оказывается избранным на несколько постов, то предпочтение отдается в следующем порядке: 1) Президеит, 2) Вице президент, 3) Депутат. Избрание на основную должность пользуется предпочтением перед избранием в качестве заместителя.
10. Избирать на конституционный срок пять членов Верховного суда и трех заместйтелей. В случае длящегося отсутствия кого-либо из них, Конгресс может избрать ему заместятеля на остающуюся часть срока.
11. Избирать Главного контролера и контролеров Высщеи счетной палаты, а также их заместителей, Генерального контролера Казначейства и казначея судебного ведомства.
12. Принимать конституционную присягу от должностных лиц, которых он избирает или объявляет избранными, а также принимать или отклонять заявления об отставке, включая лиц, которых объявляет избранными Верховный суд в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи.
13. Изменять местопребывание высших властей при наличии серьезных оснований.
14. Объявлять о наличии оснований для возбуждения уголовного дела против Президента, Вице-президента, Депутатов, членов Верховного суда, Государственных секретарей и дипломатических представителей во время исполнения ими должностных обязанностей.
15. Объявлять ампистию по аолитическым преступле ниям.
В иных случаях Конгресс не можт1 выносить решение о помиловании.
16. Присуждать награды и предоставлять временные привилегии авторам или изобретателям, а также лицам, содействующим внедрению новых или усонершенствованию существующих общественно полезных отраслей промышленности.
17. Давать гондурасцам разрешение или отказывать в разрешении на принятие во время их проживания в стране должности или награды от другого Государства.
18. Одобрять, изменять или отклонять договоры, заключенные исполнительной властью, в случаях, предсмотренных статьей 63, а также в тех случаях, когда срок их действия переходит на следующий период президентских полномочий.
19. Одобрять деятельность испюлнительной власти или выражать ей неодобрание.
20. Объявлять осадное положение на территории Республики или части ее в соотаетствии с законом.
21. Присваивать по представлению исполнительной власти звания от майора до дивизионного генерала.
22. Разрешать или отказывать в разрешении на проход иностраниых войск через территорую Ресублики.
23. Объявлять войну и заключать мир.
24. Принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты Республики.
25. Одобрять или отклонять договоры, заключенные с другими Государствами.
26. Определять на каждой очередной сессии численность постоянной армии.
27. Одобрять или не одобрять отчеты о государтвенных расходах, когда они превышают ассигнования по соответсгвующим
Статьям расходной части общего бюджета.
28. Учреждать и упразднять должности, присуждать награды и назначать пенсии за выдающиеся заслуги перед Родиной.
29. Принимать решания о выделении средств на общественно полезные нужды и субсидий для развития новых отраслей промышленности или улучшения существующих.
30. Ежегодно устанавливать расходную часть общего бюджета, беря за основу вероятные поступления; действие закона о бюджете может быть продлено на следующий год.
31. Устанавливать вес, пробу и тип национальной монеты, систему мер и весов.
32. Осуществлять верховный контроль над государственными доходами.
33. Устанавливать налоги и другие общественные обязанности.
34. Регулировать выплату государственного долга.
35. Выпускать займы.
36. Разрешать или не разрешать отчуждение государственного имущества, а также его использование для государетвенных нужд.
37. Регламентироыать торговлю по морским, сухопутным и воздушным путям.
38. Открывать порты, учреждать и упразднять таможни.
39. Издавать, толковать, изменять и отменять законы.
40. Издавать законы для осуществления контроля над внешней торговлей и для стабилизации денежной системы.
41. Устанавлйвать национальные эмблемы,,
42. Другие полномочия, предусмотренные законом.

С т а т ь я 102. Законодательная власть не может устанавливать или изменять гражданское состояние отдельных лиц, ни присвоивать профессиональные зрания. Научная подготовка и формальности, которые требуются для получения указанных званий законами о народном образовании, не могут быть изменены иначе, как путем общего изменения этих законов.

С т а т ь я 103. Полномочия законодательной власти не могут делегироваться, за исключением тех, когорые относятся к вступлению на пост высших должностных лиц.
Глава III ПОДГОТОВКА, УТВЕРЖДЕНИЕ И ПРОМУЛЬГАЦИЯ ЗАКОНОВ
С т а т ь я 104. Законодательная инициатива принадлежит исключительно Депутатам, Президенту Республики через Государственных секретарей и Верховному суду в вопросах, относящихся к его компетенции.
Если Конгресс сочтет необходимым издать какойлибо закон, он может назначить комиссию из числа своих членов для выработки соответствующего проекта.

С т а т ь я 105. Законопроект не может быть поставлен на окончательное голосование иначе, как после трехкратного обсуждения, проведенного в различные дни, за исключением неотложных случаев, о чем должно быть принято решение большинством в две трети голосов.

С т а т ь я 106. Законопроект, одобренный Конгрессом, передается в течение последующих трех дней исполнительной власти для его утверждения и промульгации в качестве закона.

С т а т ь я 107. Утверждение закона производится по следующей формуле: Поэтому: Подлежит исполнению .

С т а т ь я 108. Если исполнительная власть сочтет нецелесообразным утверждение законопроекта, она возвращает его в Конгресс в течение десяти дней с формулой Возврашается в Конгресс и с изложением мотивов своего несогласия с законопроектом. Если в указанный срок законопроект не возвращается Конгрессу, он считается утвержденным и должен быть промульгирован в качестве закона.
В тех случаях, когда исполнительная власть возвращает законопроект, Конгресс ставит его на новое обсуждение, и если он утверждается двумя третями голосов, снова передается исполнительной власти с формулой
Утверждено в конституционном порядке, и исполнительная власть публикует его без промедления.
Если вето исполнительной власти основывается на том, что законопроект является неконституционным, он не может быть поставлен на новое обсуждение без предварительного заслушания мнения Верховного суда. Последний представляет свое заключение в срок, который указывает Конгресс.

С т а т ь я 109. В тех случаях, когда Конгресс вотирует законопроект в конце сессии, а исполнительная власть считает нецелесообразным его утверждение, она должна немедленно известить об этом Конгресс, для того чтобы он остался в сборе на срок до десяти дней, считая со дня получения ею законопроекта; если Конгресс не сделает этого, исполнительная власть должна подтвердить свои возражения в течение первых восьми дней следующей сессии Конгресса.

С т а т ь я 110. Не требуют утверждения исполнительной власти и она не может наложить вето на следующие акты и постановления:
1. При избраниях, которые осуществляет или объявляет Конгресс, или отставках, которые он принимает или отклоняет.
2. При объявлении о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела притив должностных лиц.
3. При принятии закона о бюджете.
4. При принятии решений, касающихся образа действий исполнительной власти.
5. При установлении регламентов, регулирующих внутренний распорядок Конгресса.
6. При принятии решений о временном перенесении местопребывания Конгресса в другое место, о перерывах сессий или о созыве чрезвычайных сессий.
7. При отказе Конгресса в одобрении договоров или соглашений.
В этих случаях исполнительная власть промульгирует закон со следующей формулой: Поэтому: Подлажит опубликованию .

С т а т ь я 111. Если законопроект, внесенный не по инициативе Верховного суда, предусматривает изменение или отмену какого-либо положения, содержащегося в кодексах Республики, он не может обсуждаться без заслушания мнения этого суда. Верховный суд представляет свое сообщение в срок, указанный Конгрессом.
Это положение не касается законов политического экономического и административного характера.

С т а т ь я 112. Ни один законопроект, полностью или частично отклоненный, не может снова обсуждаться в течение той же легислатуры.

С т а т ь я 113. Закон получает обязательную силу в результате его промульгации и по истечении двадцати дней после опубликования его полного текста в официальном издании Ля Гасета.
Срок, о котором говорится в настоящей статье, может, однако, быть сокращен или увеличен, если это указано в самом законе, а в особых случаях может быть установлена другая форма промульгации.
ЧАСТЬ VI ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Глава I ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
С т а т ь я 114. Исполнительная власть осуществляется гражданином, именуемым Президентом Республики; в случае его отсутствия – Вице-президентом; в случае отсутствия Вице-президента – гражданином, занимающим должность Председателя Нацльного Конгресса или занимавшим ее на последней очередной сессии Законодателного собрания; в случае отсутствия паследнего – гражданином, являющимся Председателем Верховного суда.

С т а т ь я 115. Для того, чтобы быть избранным Президентом или Вице-президентом Республики, необходимо быть дееспособным гражданином старше тридцати лет и гондурасцем, по рождению.

С т а т ь я 116. Президент и Вице-президент Респуб-
лики избираются всеобщим и прямым голосованием: об их избрании объявляется или их избрание произвоится Конгрессом или Верховным судом, как это предисано.

С т а т ь я 117. Срок президентских полномочий равен шести годам и начинается с пердого января.

С т а т ь я 118. Не могут быть избраны Президентом или Вице-президентом Республики на очередной срок:
1. Гражданин, который исполнял обязанности Президента по избранию или качестве заместителя в течение одного срока президентских полномочий.
2. Государственные секретари, которые исполняют или исполняли свои обязанности за шесть месяцев до начала выборов.
3. Родственники Президента или Вице-президента Республики до четвертой степени родства или свойства.

С т а т ь я 119. В случае временной невозможнссти для Президента Республики занимать свой пост, его замещает Вице-президент, а в случае ето отсутстиия граждане, о которых говсрится в статье 114.
В случае полной невозможности для Президента исполнять овои обязаыности исполнительную власть в течение оставшегося срока президентских пслномочий осуществляет Вице-президент; если же для Вице-президента это абсолютно невозможно, лицо, которое замещает Президента согласно закону, назначает по истечении одного месяца выборы Президента на конституционный срок, который начинается с первого января следующего за проведением выборов года.

С т а т ь я 120. До того времени пока лицо, определенное законом, не вступит на пост Президента, исполнительную власть осуществляет Совет Министров; он же, если в это время не заседает Конгресс, незамедлительно призывает новое должностное лицо для принятия полномочий.
Глава II ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 121. Президент Республики осуществляет общее управление страной. Его полномочия следующие:
1. Предоставлять на рассмотрение каждой очередной сессии Конгресса общий отчет о действиях своей администрации.
2. Представлять через соответствующих Государственных секретарей в течение первых восьми дней сессии Конгресса обстоятельное сообщение или послание о положении дел во всех отраслях управления.
3. Утверждать законы, применять вето в соответствующих случаях и промульгировать без промедления те законодательные акты, которые не нуждаются в утверждении исполнительной власти.
4. Исполнять и обеспечивать исполнение законов, издавая для этого соответствующие декреты и распоряжения без нарушения смысла законов.
5. Наблюдать за тем, чтобы все должностные лица Республики исполняли обязанности, возложенные на них законом, не вмешиваясь при этом в осуществление ими своих функций.
6. Назначать Государственных секретарей и заместителей Государственных секретарей, специальных казначеев и других должностных лиц исполнительной власти в соответствии с законом.
7. Перемещать служащих, назначаемых по его усмотрению.
8. Охранять независимость и честь Нации и целостность ее территории.
9. Сохранять мир и внутреннюю безопасность Республики и отражать любые внешние нападения или агрессию.
10. Объявлять войну и заключать мир, а также разрешать или отказывать в разрешении на проход сухопутных, морских или воздушных вооруженных сил другой страны через территорию Республики в перерыве между сессиями Конгресса.
11. Осуществлять верховное командование сухопутными, морскими и воздушными вооруженными силами.
12. Распоряжаться вооруженными силами, организовывать и размещать их в соответствии с законом согласно нуждам Республики.
13. Выдавать каперские патенты и документы по применению репрессалий.
14. Присваивать воинские звания от подпоручика до капитана.
15. Созывать Конгресс на чрезвычайные сессии.
16. Отдавать в соответствии с законом распоряжения о замещении вакантных постов Депутатов в перерыве между сессиями Конгресса, не позднее одного месяца после открытия вакансий.
17. Оказывать должностным лицам судебной власти содействие и предоставлять вооруженные силы, необходимые им для исполнения принятых решений.
18. Заключать договоры и всякие другие дипломатические соглашения, предоставляя их для ратификации на ближайщей сессии Конгресса.
19. Руководить внешним сношениями, назначать дипломатических и консульских представителей Республики, принимать дипломатических представителей иностранных держав и выдавать консульские патенты.
Дипломатические и консульские агенты, находящиеся на жалованье, должны быть гондурасцами по рождению, дееспособными гражданами и иметь необходимую подготовку для исполнения своих обязанностей.
20. Обеспечивать поступление государственных доходов и регламентировать их расходование в соответствии с законом.
21. Выпускать в случае вторжения иностранных войск или гражданской войны, если государственных средств окажется недостаточно, общий и пропорциональный заем, о расходовании которого он представляет отчет Конгрессу на его ближайших сессиях.
22. Объявлять в соответствии с законом осадное положение на всей территории Республики или части ее в перерыве между сессиями Конгресса.
23. Выдавать в соответствии с законом удостоверения о натурализации.
24. Организовывать, руководить и развивать государственное образование и содействовать народному просвещению.
25. Публиковать ежемесячно отчет о состоянии поступлений и расходовании государственных средств.
26. Назначать, когда он сочтет это нужным, комиссии специалистов по вопросам важным для Государства или представляющим для него интерес.
27. Наблюдать за точным соответствием государственной монеты установленным законом образцам, запрещать выпуск и обращение иных ценных бумаг и заботиться о единообразии мер и весов.
28. Осуществлять высшее руководство полицией.
29. Жаловать помилование и смягчать наказания в соответствии с законом.
30. Другие полномочия, которые установит закон.

С т а т ь я 122. Предписания исполнительной власти, которые не исходят от соответстаующего Государственного секретариата, не подлежат испслнению.
Президент Республики и Государственные секретари несут ответственность за распоряжения, сделанные ими а противоречии с Конституцией и законами.

С т а т ь я 123. Вице-президент Республики пользуется теми же преимуществами, что и Депутаты.
Глава III ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТАРИ
С т а т ь я 124. Для общего управления страной учреждается от четырех до семи Государственных секретариатов, между которыми распределяются ведомства иностранных дел, финансов, государственного кредита, военное, морское, авиации, внутренних дел, юстиции, благотворительности, здравоохранения, народного образования, призрения, труда, сельского хозяйства и торговли.

С т а т ь я 125. Государственные секретари должны быть гондурасцами по рождению, дееопособными гражданами и старше двадцати пяти лет.

С т а т ь я 126. Не могут быть Государственными секретарями:
1. Родственники Президента и Вице-президента Республики до четвертой степени родства или свойства.
2. Лица, которые распоряжались или занимались сбором государственных средств до тех пор, пока не закончат свои расчеты с казной.
3. Лица, заключившие соглашение о поставке Государству спиртных напитков, о производстве общественных работ или предоставлении услуг, оплачиваемых Государством, а также те, кто имеет по этим соглашениям претензии.
4. Должники государственной казны.

С т а т ь я 127. Государственные секретари могут присутствовать на заседаниях Конгресса без права голоса.
По инициативе любого из Депутатов руконодство Конгресса должно пригласить их, а Государственные секретари должны присутствовать для ответов на интерпелляции, которые вносятся по вопросам управления; исключение составляют вопросы, касающиеся военного ведомства и ведомства иностранных дел, если будет сочтено необходимым сохранить сведения в тайне.

С т а т ь я 128. Заместителй Государственных секретарей должны удовлетворять тем же условиям, что и Государственные секретари, и замещают их в должности в соответствии с законом.
ЧАСТЬ VII СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Глава I ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
С т а т ь я 129. Судебная власть Республики осуществляется Верховным судом, Апелляционными судами и низшими судами, которые учреждаются законом. Верховный суд находигся в Столице Республики и состоит из пяти членов. Имеется также три их заместителя.

С т а т ь я 130. Для того, чтобы быть членом Верховного суда, необходимо быть дееспособным гражданином, гондурасцем по рождению, адвокатом, старше тридцати лет.

С т а т ь я 131. Члены Верховного суда избираются Национальным Конгрессом.

С т а т ь я 132. Не могут быть избраны членами Верховного суда лица, не удовлетворяющие условиям, установленным для Государственных секретарей.

С т а т ь я 133. Члены Апелляционных судов могут быть назначены из числа адвокатов старше двадцати пяти летъ

С т а т ь я 134. Мировые судьи назначаются департаментскими или окружными судьями, состоящими в списках.

С т а т ь я 135. Не могут быть членами одного и того же суда лйца, связанные родственными узами до четвертой степени родства или второй степени свойства.

С т а т ь я 136. Срок полномочий членов Верховного суда устанавливается в шесть лет и начинается первого января.

С т а т ь я 137. Отправление правосудия в Республике является бесплатным.

С т а т ь я 138. Один и тот же судья не может участвовать в рассмотрении одного и того же дела в различных инстанциях.
Также не могут быть судьями по одному и тому же делу родственники в пределах четвертой степени родства или второй степени свойства.

С т а т ь я 139. Члены судов, мировые судьи и должностные лица прокуратуры не могут быть призваны на военную службу, участвовать в военных сборах или проходить военную подготовку.

С т а т ь я 140. Суды правосудия могут требовать содействия вооруженных сил для исполнения своих решений, и если в этом будет отказано или это будет невозможно, они могут требовать содейстыия от граждан. Тот, кто без достаточных оснований отказывает в содействии, подлежит ответственности.

С т а т ь я 141. Судить и приводить свои решения в исполнение является исключительным правом судов и трибуналов. В их обязаыности входит применять законы к конкретным случаям, которые в законном порядке передаются на их рассмторение, и отказывать в применении законов, когда они противоречат Конституции.

С т а т ь я 142. Закон регулирует организацию и правомочия судебных органов.

С т а т ь я 143. В Верховном суде председательствует один из его членов.
Свои функции каждый Председатель выполняет один год, считая с первого января, причем члены суда сменяют друг друга в порядке старшинства по службе в суде. При отсутствии старшего по указанному признаку председательствует старший по званию.
Судьи имеют соответствующие ранги и преимущества согласно старшинству по службе в суде.
В тех случаях, когда Председатель Верховного суда занимает пост Президента Республики, его замена на посту- Председателя производится согласно правилам внутреннего распорядка суда.
Глава II ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА
С т а т ь я 144. Верховный суд, кроме полномочий, предоставленных ему законом, может осуществлять следующие полномочия:
1. Устанавливать правила своего внутреннего распорядка.
2. Рассматривать дела о должностных и общеуголовных преступлениях высших должностных лиц в тех случаях, когда Конгресс объявляет о наличии оснований для возбуждения уголовного дела.
3. Давать адвокатам и нотариусам, приобретшим это право в Республике или за границей, разрешение на занятие своей профессией, а также временно отстранять их от исполяения соответствующих обязанностей; все это осуществляется в порядке, установленном законом.
4 Обьявлять о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела против членов Высшей счетной палаты, Генерального контролера казначеиства и определенных в законе высших должностных лиц национальных и департаментских органов власти.
5. Рассматривать дела о военнопленных о выдаче преступников и другие дела, подлежащие рассмотрению в соответствии с международным правом.
6. Рассматривать в кассационном порядке приговоры, утвержденные во второй инстанции.
7. Назначать в соответствии с законом членов Апелляционных судов, департаментских и окружных судов и должностных лиц прокуратуры.
8. Издавать Ля Гасета худисиаль .
Расходы на это издание берутся из средств ведомства юстиции.
9. Принимать или отклонять заявления об отставке назначенных им должностных лиц и предоставлять им, а также членам самого Верховного суда отпуска.
Департаментские или окружные судьи принимают или отклоняют заявления об отставке мировых судей и предоставляют им отпуска.
Глава III ПРИЗНАНИЕ НЕКОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ И ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
С т а т ь я 145. Каждое лицо, права которого при применении закона были нарушены, может обратиться непосредственно в Верховный суд с заявлением о неконституционности закона, если это относится к вопросам, не подсудным другим судам. ‘
Закон регламентирует пользование этим правом.

С т а т ь я 146. Никакая власть или орган власти не могут затребовать находящиеся в производстве дела или возобновлять дела, законченные производством, за исключением случаев, предусмотренных в следующей статье.

С т а т ь я 147. Законченные производством уголовные дела могут быть пересмотрены во всякое время в пользу осужденных по их собственному ходатайству, по ходатайству любого другого лица, прокуратуры или самого суда. Закон определяет, а каких случаях, это делается и порядок пересмотра.
Глава IV
КАЗНАЧЕЙСТВО ЮСТИЦИИ

С т а т ь я 148. Учреждастся специальное Казначейство юстцции для выплаты следуемого жалования служащим судебных органов и покрытия издержек этого ведомства.
Закон определяет поступления указанного Казначейства.

ЧАСТЬ VIII ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ Глава I ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО
С т а т ь я 149. Достоянием Государственной казны является: 1. Все принадлежащее Государству движнмое и недвижимое имущество.
2. Все его активы.
3. Доходы от пошлин, налогов, сборов и других государственных обложений.

С т а т ь я 150. В порядок пользования частной собственностыо на землю и воды, принадлежащие гондурасским гражданам или иностранцам, Государство имеет право и любое время внести изменения, которые диктуются общими интересами по соображениям государственной необходимости или пользы, с предварительным возмещением ущерба.

С т а т ь я 151. Для создания родовых имений в сельскохозяйстве Государство передает земельные наделы в собственность семьям гондурасцев по рождению или натурализации.
Закон определяет условия для приобретения земельных наделов и обязательства лиц, получивших землю.

С т а т ь я 152. Государству принадлежит прямое и непогашаемое давностью право собственности на естественные богатства, находящиеся в недрах земли.
Их разработка и использование регулируются соответствующими законами.

С т а т ь я 153. Государству принадлежит полное, неотчуждаемое и не погашаемое давностью право собственности на территориальные воды на расстоянии двенадцати километров, считая от линии максимального отлива; а также полное неотчуждаемое и не погашаемое давностью право собственности на морское побережье, озера, лагуны, поймы рек, реки и протоки с постоянным течением; исключением. являются источники, которые появляются и исчезают в пределах частного владения.

С т а т ь я 154. Правс пользования водами, о которых говорится в предыдущей статье, принадлежит всем жителям Государства; однако Правительство может заключать соглашения, связанные с пользованием ими, без установления исключительных прав и без ущерба для действия существующих по этому вопросу общих или местных правил.

С т а т ь я 155. Воспрещается, за исключением, семейных наделов, отчуждение полного права собственности на следующие принадлежащие Государству земли:
1. Земли в пограничных с соседними Государствами зонах и земли, расположенные на побережье обоих морей на сорок километров в глубь страны.
2. Общественные выгоны деревень и поселков.
3. Земли островов, мелких островков, подводные камни, рифы, скалы, дюны и песчаные отмели.
4. Земли, выделенные в еобственность и записанные за вымершими туземными племенами, и земли, принадлежавшие деревням и муниципалитетам, ныне не существующим.

С т а т ь я 156. Права казны на имущество не погашаются давностью.

С т а т ь я 157. Национальными культурными сокровищами являются:
1. Все сокровища искусства и исторические ценности имеющиеся в стране; Они находятся под охраной Государства, которое может воспретить их вывоз и отчуждение; в этих случаях Государство должно приобрести их в собственыость.
2. Руины старинных поселений и археологические памятники, неотчуждаемые и не подлежащие приобретательной давности.
3. Места, замечательные по своей естественной красоте или своему художественному или историческому значению.
Государство организует регистрацию указанных культурных сокровищ, обеспечивает их охрану и устанавливает уголовную ответственность за нарушение соответствующих правил.
Глава II БЮДЖЕТ
С т а т ь я 158. Бюджет определяется Конгрессом на основе проекта, представляемого исполнительной властью: срок действия бюджета может быть продлен на следующий год.

С т а т ь я 159. Смета предполагаемых поступлений не должна превосходить их средней величины в течение пяти предыдущих лет более чем на пять процентов, кроме тех Случаев, когда создаются новые статьи доходов.

С т а т ь я 160. Проект бюджета представляется Государственным секретарем финансов в течение восьми дней следующих за открытием сессии Конгресса.

С т а т ь я 161. Всякий расход, не предусмотренный бюджетом, является незаконным. Если такой расход не будет одобрен Кокгрессом, виновное в расходе лицо подвергается гражданской и уголовной ответственности.

С т а т ь я 162. Органический закон устанавливает порядок разработки и исполнения бюджета, а также отчетности по бюджету.

С т а т ь я 163. Создается Генеральное казначейство Республики и специальное Казначейство дорог, доходы которых определяются законом.
Глава III
ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
С т а т ь я 164. Для контроля над деятельностью Государственного казначейства учреждается Высщая счетная палата, имеющая следующие полномочия:
1. Рассматривать, утверждать или отклонять отчеты лиц, которые распоряжаются государственными фондами.
2. Возвращать исполнительной власти ордера, которые не соответствуют закону либо целям, определенным законом.

С т а т ь я 165. Члены Высшей счетной палаты должны быть старше двадцати пяти лет, иметь диплом адвоката или торгового эксперта, не быть кредитором или должником Государственной казны, не имет с ней неурегулированных расчетов, не быть поставщиком Государства или концессионером. Число членов Высшей счетной палаты, ее организация и полномочия определяются законом, который регулирует ее деятельность.

С т а т ь я 166. Чтобы заключать важные соглашения налагающие обязательства на Государетвенную казну, исполнительная власть должна предварительно опубликовывать проект соглашения в официальном органе Ля Гасета , и в случае, если ннкто не представит более выгодного предложения, исполнительная власть может заключить соглашение.
Когда речь идет о важных общественных работах цли о предоставлении публичных услуг, соотвествующее соглашение должно заключаться по публичному конгрессу.
Исключением являются случаи, когда соглашение имеет своей целью снабжение для удовлетворения военных нужд, а также когда соглашение по своему характеру может быть эаключено только с определенным лицом.

С т а т ь я 167. Учреждаются должности Генерального контролера финансов и его заместителя, представляющих интересы Государственной казны; полномочия Генерального кантролера финансов определяются законом.
Члены Высшей счетной палаты и Генеральный контролер финансов должны удовлетворять тем же условиям, что и Депутаты.

С т а т ь я 168. Срок полномочий членов Высшей счетной палаты и Генерального контролера фийансов устанавливается в шесть лет и начинается первого января.
ЧАСТЬ IХ АРМИЯ Глава единствеиная
С т а т ь я 169. Армия предназначается для национальной обороны и поддержания мира и общественного порядка.
С т а т ь я 170. Государственные вооруженные силы строятся на принципе подчинения.
Никакое воинское соединение не может обсуждать приказы или осуществлять право петиций.
Военная дисциплина регулируется законом и военными уставами.

С т а т ь я 171. Военная служба является обязательной. Все гондурасцы в возрасте от двадцати одного года до тридцати лет приписываются к боевым частям армии, а от тридцати до сорока лет – к ее резерву.
Специальный закон определяет организацию милиции и национальной гвардии, которая создается из лиц от сорока до пятидесяти лет; закон устанавливает основания для освобождения от военной службы.
В случае международной войны все гондурасцы, способные носить оружие, становятся солдатами.

С т а т ь я 172. Воинские звания присваиваются строго в порядке производства в следующий чин. Военнослужащие не могут быть лишены своих званий, почестей и пенсий, кроме как в порядке, определенном законом.

С т а т ь я 173. Военнослужащие, имеющие звание офицера и находящиеся на действительной службе, вправе по достижении сорока пяти лет подавать в отставку и увольняться со службы.

С т а т ь я 174. Для рассмотрения дел о воинских преступлениях учреждаются военные суды.

С т а т ь я 175. Создается Генеральный штаб армии. Закон определяет его организацию и полномочия. Создаются также военные щколы для подготовки кадров разлнчнык родов войск.
ЧАСТЬ Х ДЕПАРТАМЕНТСКИЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ Глава I УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТАМИ
С т а т ь я 176. Для государственного управления территория страны делится на департаменты; их создание и разграничение осуществляется Национальным Конгрессом. В каждом департаменте имеются должностные лица, указанные законом.
С т а т ь я 177. Должностные лица департаментов должны быть гондурасцами, старше двадцати пяти лет и дееспособными гражданами.

С т а т ь я 178. Политический, военный, судебный и экономический режим территории Москития может быть отличным от режима, принятого для остальной территории Республики, согласно правилам, установленным исполнительной властью.
Глава II МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
С т а т ь я 179. Для управления департаментами последние делятся на автономные муниципальные округа, представляемые муииципалитетами, избираемыми народом.

С т а т ь я 180. Закон регламентирует организацию и полномочия муниципалитетов. Эти полномочия являются исключительно экономическими и административными.

С т а т ь я 181. При выполнении своих функций, муниципалитеты совершенно независимы от других властей, при этом муииципалитеты ни в коем случае не должны вступать в противоречие с общими законами страны; они также ответственны за злоупотребления, совершаемые каждым в отдельности или совместно, перед Судами правосудия.

С т а т ь я 182. Муниципалитеты свободны в назначении служащих и полицейских чинов своего подчинения, услуги которых оплачиваются из муниципальных фондов.

С т а т ь я 183. Муниципальные советники и казначеи не могут занимать какие-либо мунйципальные должности на новый срок, пока не получат удостоверения об урегу лировании расчетов, имевших место при их участии.

С т а т ь я l84. Никто из членов мунициналитета не может быть обязан принять другое назначение, а также призываться на военную службу, за исключением случаев международной войны.
Членам муниципалитетов запрещается занимать платные муниципальные должности.
ЧАСТЬ ХI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
С т а т ь я 185. Все государственные служащие при вступлении в должность дают следующее обещание:
Обещаю быть верным Республике, исполнять и обеспечивать исполнение Конституции и законов .

С т а т ь я 186. Все государственные служащие и должностные лица ответственны за свои действия.

С т а т ь я 187. Конгресс, рассмотрев материалы предварительного следстиия, собранные в судебном порядке теми инстанциями, которые определены законом, объявляет о на.личии или отсутстыии оснований для возбуждения уголовного преследования против Президента и Вицепрезидента Республики, Депутатов, членов Верховного суда, Государственных секретарей и дипломатических агентов за общеуголовные и должностные преступления, совершенные ими во время исполнения служебных обязанностей, с тем чтобы передать их в соответствующих случаях в распоряжение компетентного суда.

С т а т ь я 188. Невзирая на одобрение Конгрессом действий исполнительной власти, Президента Республики и Государственных секретарей, они могут быть привлечены к ответственности за должностные преступления.
Срок давности по указанным преступлениям начинает течь через пять лет после прекращеиия обвиняемым исполнения своих служебных обязанностей.

С т а т ь я 189. Государственные служащие и должностные лица, которые нарушают права и гарантии, установленные настоящей Конституцией, несут гражданскую и уголовную ответственность; они не могут быть помилованы, и назначенное им наказание не может быть изменено ни в текущем, ни в следующем конституционном периоде.
Срок давности для уголовного преступления и применения определенного судом наказания наступает только после окончания указанных периодов.

С т а т ь я 190. В тех случаях, когда должностное лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, будет оправдано судом, оно возвращается к испол нению своих обязанностей.
ЧАСТЬ ХII ТРУД И СЕМЬЯ Глава единственная
С т а т ь я 191. Максимальная продолжительность рабочего дня с обязательной оплатой – восемь часов. За каждые шесть дней работы должен быть предоставлен один день отдыха. Законодательство о несчастных случаях на производстве устанавливает ответственность предпринимателей и условия ее наступления.

С т а т ь я 192. Продолжительность рабочего времени ночью устанавливается и регламентируется законом в соответствии с характером труда. Объектом специального покровительства Государства является труд женщин, а также подростков моложе шестнадцати лет. Запрещается производатво вредных для здоровья и опасных работ, за исключением случаев, специально оговоренных.

С т а т ь я 193. С подростками моложе двенадцати лет не могут заключаться трудовые договоры, а для лиц старше этого возраста, но моложе шестнадцати лет, устанавливается продолжительность рабочего дня в шесть часов.

С т а т ь я 194. Заработная плата должна выплачиваться исключительно в монете, имеющей обращение в Республике, и по курсу, установленному законом.

С т а т ь я 195. Крупные промышленные предприятия обязаны создавать в местах своей деятельности больницы для оказания помощи своим рабочим при несчастных случаях и заболеваниях.

С т а т ь я 196. Обязанность Государства – заботиться о народном здравоохранении и гигиене.

С т а т ь я 197. Семья, как основа общества, находится под покровительством Государства.
Поэтому Государство обеспечивает устройство семейного имущества, эффективную охрану материнства и защиту детей.
Ст а т ь я 198. Государство содействует и поощряет развитие обучения, с тем чтобы жители Республики могли получать образование в области сельского хозяйства, промышленности, искусства и административной деятельности.
ЧАСТЬ ХIII КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ Глава единственная
С т а т ь я 199. Конституционными законами являются: закон о печати, аграрный закон, закон о выборах, закон об охраяе прав граждан и закон об осадном положении. ЧАСТЬ ХIV ИЗМЕНЕНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ Глава I ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ
С т а т ь я 200. Конституция и конституционные законы могут частично изменяться Конгрессом на очередных сессиях большинством в две трети голосов его членов, причем для получения законной сили соответствующий декрет должен быть утвержследующей легислатурой также большинством в две трети голосов членов.
Изменение статей 117, 118 и 200 либо одной или нескольких из них, а также полная реформа Конституции и конституционных законов может быть осуществлена только Учредительным собранием, созванным для этой цели Национальным Конгрессом.
Глава II СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ
С т а т ь я 201. Все законы, декреты, уставы, приказы и другие постановления, действующие в момент промульгации настоящей Конституции, должны соблюдаться и впредь, поскольку они не противоречат Конституции или не аннулированы и не изменены в установленном законом порядке.

С т а т ь я 202. Конституционными Президентом и Вице-президентом Республики являются граждане доктор и генерал Тиберисио Кариос Андино и инженер и генерал Абрахам Виллинамс Кальдерон, полномочия которых истекают первого января тысяча девитьсот сорок третьего года, и в этих целях вплоть до указанной даты статьи 116, 117 и 118 настоящей Конституции остаются временно недействующими.

С т а т ь я 203. По окончакии сессии ныне существующего Национального Учредительного собрания оно становится обычним Законодательным Конгрессом и срок полномочий его Депутатов истекает четвертого декабря ты сяча девятьсот сорок второго года, и поэтому вплоть до указанной даты
Статья 96 и параграф 1 статьи 100 настящей Конституции остаются временно недействующими.

С т а т ь я 204. Настоящая Политическая Конституция вступит в силу пятнадцатого апреля сего года, заменив с этого дня Конституцию десятого сентября тысяча девятьсот двадцать четвертого года.
Дана в Тегусигальпе,в зале заседаний Национального Учредительного собрания, двадцать восьмого дня марта месяца тысяча девятьсот тридцать шестого года.

Category: Америка, Гондурас

Last articles