Конституция Франции (1799, рус)

<h2>22 фримера VIII года</h2>
<h3><em>(13 декабря 1799 г.)</em></h3>
<h3>Глава I . Осуществление прав граждан</h3>
<p>1. Французская Республика — единая и  нераздельная. Ее европейская территория разделена на департаменты и  коммунальные округа.</p>
<p>2. Каждый человек, родившийся и проживающий во  Франции, которому исполнился двадцать один год, записанный в гражданский  реестр своего коммунального округа и проживающий на территории  Французской Республики один год, является французским гражданином.</p>
<p>3. Иностранец становится французским  гражданином после достижения двадцати одного года, если он заявит о  своем желании обосноваться во Франции, если он проживает здесь в течение  десяти лет подряд.</p>
<p>4. Французское гражданство теряется: в случае  натурализации за границей, принятия на себя исполнения функций,  порученных иностранным государством, или пенсий от него, вступления в  какие-либо иностранные общества, признающие неравенство в зависимости от  рождения; вынесения приговора, предусматривающего применение  мучительного или позорящего наказания.</p>
<p>5. Действие прав французских граждан  прекращается в случае несостоятельности должника-банкрота или  неосновательного получения его прямым наследником-владельцем всего или  части наследства;<br />
состояния слуги на жаловании, обслуживающего лицо или семью;<br />
опеки над расточителем или умалишенным;<br />
обвинения или уклонения от суда.</p>
<p>6. Чтобы пользоваться правом гражданина в  округе, необходимо иметь там местопребывание в течение года, и не  потерять его в результате годичного отсутствия.</p>
<p>7. Граждане каждого коммунального округа отдают  свои голоса за тех, кого они считают наиболее достойными руководить  общественными делами. Результатом этого является доверительный список,  содержащий имена лиц, в количестве, равном одной десятой числа граждан,  имеющих право сотрудничать для этой цели.</p>
<p>8. Граждане, включенные в коммунальные списки  департамента, выделяют одну десятую часть из своего состава. Результатом  этого является составление вторичного списка, называемого  департаментским списком, в который должны быть включены должностные лица  департамента.</p>
<p>9. Граждане, включенные в департаментский  список, также выделяют одну десятую часть из своего состава. Результатом  этого является составление третьего списка, в который включаются  граждане этого департамента, избираемые для осуществления национальных  функций.</p>
<p>10. Граждане, имеющие право участия в  составлении одного из списков, предусмотренных тремя предыдущими  статьями, призываются в течение всех трех лет, в случае выбытия по  смерти или по другой причине лиц, внесенных в эти списки, которые  исполняли общественные функции.</p>
<p>11. Они могут, в то же время, исключить из  списка лиц, которых они сочтут непригодными, и заменить их другими  гражданами, к которым они питают доверие.</p>
<p>12. Никто не может быть исключен из списка без  проведения голосования по абсолютному большинству голосов граждан,  имеющих право принимать участие в создании списка.</p>
<p>13. Никто не может быть удален из списка лиц, подлежащих избранию только таким путем<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(1)</sup></a></span>, если он не удален также и из других списков высшей и низшей степени.</p>
<p>14. Внесение в списки лиц, подлежащих избранию,  обязательно только в отношении тех должностных лиц, для которых это  условие определенно предусмотрено конституцией или законом. Списки лиц,  подлежащих избранию, впервые будут составляться в IX год<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(2)</sup></a></span>.</p>
<p>Граждане, которые будут первыми выдвинуты для  образования конституционных властей, составят необходимую часть  первичных списков лиц, подлежащих избранию.</p>
<p>&nbsp;</p>
<h3>Глава II. Об охранительном сенате</h3>
<p>15. Охранительный сенат состоит из двадцати пяти членов, назначаемых пожизненно в возрасте не менее сорока лет.</p>
<p>Для создания сената сначала необходимо  назначить шестьдесят членов: это число в течение VIII года увеличится до  шестидесяти двух, до шестидесяти четырех &#8211; к IX году, и в той же  последовательности возрастет до восьмидесяти, путем ежегодного  прибавления по два члена в течение первых десяти лет.</p>
<p>16. Назначение на место сенатора осуществляется  сенатом, который выбирает из трех кандидатов, первый из которых  выдвигается Законодательным Корпусом, второй Трибунатом, третий — первым  консулом.</p>
<p>Из двух кандидатов назначается тот, который  выдвинут двумя из трех существующих властей: если кандидат выдвинут  тремя властями, то назначен должен быть он.</p>
<p>17. Первый консул, оставляя свое место или по  истечении срока действия его функций, или в связи с выходом в отставку, с  необходимостью и с полным правом становится сенатором.</p>
<p>Двое других консулов, в течение месяца,  следующего за окончанием действия их функций, могут занять место в  сенате, но не обязаны использовать это право.</p>
<p>Они совсем те пользуются этим правом, в случае прекращения их консульских функций в связи с отставкой.</p>
<p>18. Сенатор никогда не может быть избран для осуществления какой-либо другой публичной функции.</p>
<p>19. Все списки, составленные в департаментах в  силу статьи 9, представляются в сенат: он составляет общенациональный  список.</p>
<p>20. На основе этого списка сенатом выбираются  законодатели, трибуны, консулы, судьи кассационного суда, комиссары  счетоводства.</p>
<p>21. Сенат одобряет или отменяет все акты,  которые направляются ему как неконституционные Трибунатом и  правительством: списки лиц, подлежащих избранию, включаются в эти акты.</p>
<p>22. Затраты, производимые сенатом, покрываются  за счет доходов от национального имущества. Годовое жалование каждого из  членов сената выплачивается из этих доходов, и оно равно одной  двадцатой части жалования первого консула.</p>
<p>23. Заседания сената не публичны.</p>
<p>24. Граждане Сийес и Роже-Дюко, бывшие консулы,  назначаются членами охранительного сената: они собираются на совещание с  назначенным этой конституцией вторым и третьим консулом. Эти четверо  граждан назначают большинство сената, который пополняется и приступает к  порученным ему выборам.</p>
<p>&nbsp;</p>
<h3>Глава III. О законодательной власти</h3>
<p>25. Новые законы могут быть обнародованы только  тогда, когда законопроект будет предложен правительством, сообщен  Трибунатом и директирован Законодательным Корпусом.</p>
<p>26. Законопроекты, которые предлагает  правительство, изложены в статьях. Во всякой стадии обсуждения  законопроекта правительство может вернуть его обратно; оно может  представить его вновь в измененном виде.</p>
<p>27. Трибунат состоит из ста членов, в возрасте  не менее двадцати пяти лет; они переизбираются на одну пятую часть  ежегодно и могут быть переизбраны всякий раз, когда они будут значиться в  общенациональном списке лиц, подлежащих избранию.</p>
<p>28. Трибунат обсуждает проекты законов; он отвергает или принимает их путем голосования.</p>
<p>Он направляет из своей среды трех ораторов,  которые отстаивают и защищают перед Законодательным Корпусом основания  выдвинутых ими предложений, предусмотренных законопроектом.</p>
<p>29. Он выражает свои пожелания по поводу уже  принятых и принимаемых законов, злоупотреблений, которые нужно  устранить, улучшений, которые нужно предпринять во всех частях публичной  администрации, но он никогда не вмешивается в гражданские или уголовные  дела, которые разбираются трибуналами.</p>
<p>Пожелания, которые он высказывает на основании  настоящей статьи, не имеют обязательной силы и их обсуждение  конституционными властями является необязательным.</p>
<p>30. Когда Трибунат распускается на каникулы, он  может назначить комиссию из десяти-пятнадцати своих членов, которой  поручается созыв Трибуната, в случае надобности.</p>
<p>31. Законодательный Корпус состоит из трехсот  членов в возрасте не менее тридцати лет; они возобновляются ежегодно на  одну пятую часть.</p>
<p>Он должен включать по меньшей мере по одному гражданину от каждого департамента.</p>
<p>32. Выбывший член Законодательного Корпуса не  может вновь войти в него ранее истечения года; но он может быть  немедленно избран для исполнения любых других публичных функций, включая  функции трибуна, если он может быть им избран.</p>
<p>33. Заседания Законодательного Корпуса  начинаются 1 фримера и длятся только 4 месяца; он может быть созван на  чрезвычайное заседание в течение остальных восьми месяцев  правительством.</p>
<p>34. Законодательный Корпус принимает законы  путем тайного голосования и без обсуждения законопроектов, которые были  обсуждены перед этим ораторами Трибуната и правительства.</p>
<p>35. Заседания Трибуната и заседания  Законодательного Корпуса происходят публично; число присутствующих при  этом лиц, как на заседании Трибуната, так и на заседании  Законодательного Корпуса, не может быть более двухсот.</p>
<p>36. Ежегодное жалование члена Трибуната —  пятнадцать тысяч франков; жалование члена Законодательного Корпуса —  десять тысяч франков.</p>
<p>37. Всякий декрет Законодательного Корпуса  обнародуется на десятый день, после его принятия, первым консулом, кроме  случаев, когда будет заявлено в сенат о его неконституционности. Это  заявление не может иметь места в отношении опубликованных законов.</p>
<p>38. Первое обновление Законодательного Корпуса и Трибуната будет иметь место в течение десятого года.</p>
<p>&nbsp;</p>
<h3>Глава IV. О правительстве</h3>
<p>39. Правительство состоит из трех консулов, выбираемых на десять лет и переизбираемых без перерыва.</p>
<p>Каждый из них выбирается индивидуально, в  соответствии с различными правилами, в качестве первого, второго или  третьего консула.</p>
<p>Конституция назначает первым консулом  гражданина Бонапарта, временного экс-консула; вторым консулом гражданина  Комбасереса, экс-министра юстиции; и третьим консулом гражданина  Лебрена, экс-члена комиссии Совета старейшин.</p>
<p>На этот раз третий консул назначается только на пять лет.</p>
<p>40. Первый консул наделен особыми функциями и  полномочиями, которые он может временно дополнять, в случае надобности,  при помощи своих коллег.</p>
<p>41. Первый консул обнародует законы; он  назначает и смещает по своей воле членов Государственного совета,  министров, послов и других государственных представителей за границей,  офицеров сухопутных и морских вооруженных сил, членов местных  администраций и комиссаров правительства при трибуналах. Он назначает  уголовных и гражданских судей, а также мировых и кассационных судей, без  права их смещения.</p>
<p>42. В отношении остальных актов правительства  второй и третий консулы пользуются правом сообщать свои мнения: они  подписывают регистр этих актов для удостоверения их наличия, и, при  желании, могут записать в регистр свое мнение; после этого окончательным  является решение первого консула.</p>
<p>43. Жалование первого консула с VIII года  устанавливается в размере пятисот тысяч франков в год. Жалование обоих  других консулов равно трем десятым жалованья первого.</p>
<p>44. Правительство предлагает законы и регламентирует обеспечение их исполнения.</p>
<p>45. Правительство распоряжается доходами и  расходами государства, в соответствии с ежегодным законом, который  регулирует рост тех и других; оно следит за изготовлением денег, выпуск  которых предусмотрен законом, устанавливает их наименование, вес и вид.</p>
<p>46. Если правительству становится известно о  каких-либо заговорах против государства, оно может издать приказ о  задержании, аресте лиц, рассматриваемых в качестве исполнителей и  соучастников. Но если в течение десяти дней они не будут освобождены или  преданы суду, то министр, издавший подобный приказ, будет виновен в  незаконном задержании.</p>
<p>47. Правительство заботится о внутренней  безопасности и внешней защите государства; оно распоряжается сухопутными  и морскими вооруженными силами путем издания приказов.</p>
<p>48. Действующая национальная гвардия  подчиняется распоряжениям публичной администрации; местная национальная  гвардия подчиняется только закону.</p>
<p>49. Правительство поддерживает  внешнеполитические отношения, ведет переговоры, заключает  предварительные договоры, подписывает, предоставляет право подписывать  все договоры и заключает все договоры о мире, союзе, перемирии,  нейтралитете, торговые и другие соглашения.</p>
<p>50. Объявление войны, договоры о мире, союзе и  торговле — предлагаются, обсуждаются, декретируются и обнародуются в  качестве законов.</p>
<p>Для проведения дискуссий и обсуждений этих  вопросов как в Трибунате, так и в Законодательном Корпусе образуется  тайный совет только в случае, если этого потребует правительство.</p>
<p>51. Секретные статьи договора не могут противоречить другим соответствующим статьям договора.</p>
<p>52. Государственный совет, под руководством  консулов, упра-вомочен представлять законопроекты, издавать распоряжения  в отношении деятельности публичной администрации, разрешать  затруднения, возникающие в административной деятельности.</p>
<p>53. Из состава Государственного совета  выделяются сенаторы, которые выступают от имени правительства в  Законодательном Корпусе.</p>
<p>Эти ораторы направляются в числе не более трех для защиты одного законопроекта.</p>
<p>54. Министры исполняют законы и обеспечивают выполнение постановлений публичной администрации.</p>
<p>55. Никакой акт правительства не имеет силы без подписи министра.</p>
<p>56. Одному из министров специально поручается  заведывание государственной казной: он распоряжается поступлениями,  руководит движением фондов и платежами, производимыми на основании  закона. Он не может производить никаких выплат:</p>
<p>1) сверх сумм, определенных законом для данного вида расходов;</p>
<p>2) без постановления правительства;</p>
<p>3) без приказа, подписанного министром.</p>
<p>57. Подробные счета затрат, произведенных министром, подписанные и удостоверенные им, должны быть опубликованы.</p>
<p>58. Правительство может назначить членом  Государственного совета или министром только лицо из числа граждан,  записанных в национальном списке.</p>
<p>59. Местные администрации как коммунального  округа, так и более крупных территориальных единиц подчинены министрам.  Никто не может становиться или оставаться членом этих администраций,  если он не внесен и не находится в одном из списков, упомянутых в ст.ст.  7 и 8.</p>
<p>&nbsp;</p>
<h3>Глава V. О трибуналах</h3>
<p>60. В каждом коммунальном округе имеется один  или несколько мировых судей, избираемых непосредственно гражданами на 3  года.</p>
<p>Их основная функция состоит в примирении  сторон, обращающихся в суд в случае несогласия, для решения дела через  посредничество суда.</p>
<p>61. Для решения гражданских дел существуют трибуналы первой инстанции и кассационные трибуналы.</p>
<p>Закон определяет организацию тех и других, их компетенцию, территорию их деятельности.</p>
<p>62. По делам о деликтах, влекущих мучительные  или позорящие наказания, первое жюри утверждает пли отклоняет обвинение:  если оно утверждено, второе жюри рассматривает событие; судьи, входящие  в уголовный трибунал, решают вопрос о применении наказания. Их решение  окончательно.</p>
<p>63. Функция публичного обвинения при трибуналах осуществляется комиссаром правительства.</p>
<p>64. Деликты, не влекущие мучительных или  позорящих наказаний, .подлежат рассмотрению трибуналов исправительной  поли ции и могут быть обжалованы в уголовные трибуналы.</p>
<p>65. Для всей Республики имеется один  национальный трибунал, который рассматривает кассационные жалобы, не  подлежащие обжалованию<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(3)</sup></a></span>,  судебные решения, вынесенные трибуналами; просьбы о передаче дела из  одного суда в другой на основе законного подозрения или по требованию  публичной безопасности; жалобы сторон на трибунал в целом.</p>
<p>66. Кассационный трибунал не рассматривает существо дела; но он кассирует<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(4)</sup></a></span> решения, вынесенные с нарушением процедурных форм или содержащие явное  противоречие с законом; он направляет дело для рассмотрения по существу  в трибунал, который должен рассмотреть его.</p>
<p>67. Судьи, составляющие трибунал первой  инстанции, и комиссары правительства при трибуналах включены в  коммунальный или департаментский список.</p>
<p>Судьи, составляющие апелляционные трибуналы, и  комиссары при них назначаются из числа лиц, включенных в департаментский  список.</p>
<p>Судьи, составляющие кассационный трибунал, и комиссары при них назначаются из числа лиц, включенных в национальный список.</p>
<p>68. Судьи, кроме мировых судей, исполняют свои  функции пожизненно, за исключением случаев осуждения за должностное  преступление или исключения из списка лиц, подлежащих избранию.</p>
<p>&nbsp;</p>
<h3>Глава VI. Об ответственности должностных лиц</h3>
<p>69. Исполнение функций членов сената или  Законодательного Корпуса, или Трибуната, функций консулов членов  Государственного совета не освобождает от ответственности.</p>
<p>70. Дела о деликтах, влекущих применение  мучительных или позорящих наказаний, совершенных членом Совета или  Трибуната, или членом Законодательного Корпуса, рассматриваются обычными  трибуналами, после того, как орган, к которому принадлежит обвиняемый,  подтвердит обвинение.</p>
<p>71. Министры, обвиненные в совершении частного<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(5)</sup></a></span> деликта, влекущего применение мучительного или позорящего наказания,  привлекаются к ответственности в том же порядке, что и члены  Государственного совета.</p>
<p>72. Министры отвечают:</p>
<p>1) за каждый подписанный ими правительственный акт, объявленный сенатом неконституционным;</p>
<p>2) за неисполнение законов и распоряжений публичной администрации;</p>
<p>3) за отдельные приказы, отданные в нарушение конституции, законов и распоряжений.</p>
<p>73. В случаях, предусмотренных предыдущей  статьей, Трибунат изобличает министра посредством акта, который  обсуждается в обычном порядке Законодательным Корпусом, после того, как  обвиняемый будет вызван и допрошен. Министр отдается под суд декретом  Законодательного Корпуса, его судит Верховный суд, решения которого не  подлежат ни апелляции<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(6)</sup></a></span>, ни кассации<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(7)</sup></a></span>.</p>
<p>Верховный суд состоит из судей и присяжных.  Судьи выбираются из своей среды кассационным трибуналом; присяжные — из  числа лиц, включенных в национальный список: каждый — по правилам,  предписанным законом.</p>
<p>74. Гражданские и уголовные судьи, в случае совершения деликтов, связанных с их должностными функциями, направляются<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(8)</sup></a></span> в трибуналы после того, как кассационный трибунал аннулирует их действия.</p>
<p>75. Правительственные служащие, за исключением  министров, не могут быть преследуемы за действия, связанные с их  функциями, кроме, как по решению Государственного совета: в этом случае  преследование имеет место в обычных трибуналах.</p>
<p>&nbsp;</p>
<h3>Глава VII. Общие положения</h3>
<p>76. Жилище каждого человека, проживающего во Франции, является ненарушимым убежищем.</p>
<p>Никто не имеет права войти туда в течение ночи, кроме случаев пожара, наводнения или по требованию проживающих в нем.</p>
<p>В течение дня туда можно войти только с целые, предусмотренной законом, или по приказу, отданному публичными властями.</p>
<p>77. Для того чтобы приказ об аресте был выполнен, необходимо:</p>
<p>1) чтобы в нем точно указывались мотивы ареста и был приведен закон, на основе которого отдан приказ;</p>
<p>2) принадлежность должностного лица, который наделен законом этой властью<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(9)</sup></a></span>;</p>
<p>3) чтобы лицо было поставлено в известность об этом и ему была оставлена копия<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(10)</sup></a></span>.</p>
<p>78. Охранник или тюремщик не может ни принять,  ни заключить никого без занесения в регистр акта, приказывающего  производство ареста: этот акт должен являться приказом, выданным в  форме, предусмотренной предыдущей статьей, или приказом о задержании,  или обвинительным декретом, или судебным решением.</p>
<p>79. Каждый охранник или тюремщик обязан,  независимо от отданного ему приказа, представить задержанного  гражданскому офицеру, возглавляющему полицию места заключения каждый  раз, когда он это потребует.</p>
<p>80. В представлении задержанного лица не может  быть отказано его родственникам или друзьям, предъявившим приказ  гражданского офицера, который должен быть согласован или с охранником,  или тюремщиком, если они не представят судебный приказ о секретном  содержании заключенного.</p>
<p>81. В случае, если те, кому законом не  предоставлено право производить аресты, отдадут, подпишут приказ об  аресте или произведут арест кого-либо; те, кто, даже обладая правом  производить аресты, примут или заключат арестованного в место  заключения, не предусмотренное законом; охранники и тюремщики, которые  нарушат правила, предусмотренные тремя предыдущими статьями, — будут  виновными в незаконном задержании.</p>
<p>82. Все строгости, проявленные при производстве  арестов, заключении и исполнении приговоров, кроме предусмотренных  законом, являются преступными.</p>
<p>83. Каждое лицо имеет право направлять индивидуальные петиции всем конституционным властям и специально в Трибунат.</p>
<p>84. Все публичные вооруженные силы соблюдают подчиненность: никакая воинская часть не может выходить из повиновения.</p>
<p>85. Деликты, совершенные военнослужащими, разбираются в военных трибуналах и на основе специального судопроизводства.</p>
<p>86. Французская нация объявляет, что она  установит пенсии для всех воинов, раненных при защите родины, а также  вдовам, детям военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений.</p>
<p>87. Будут установлены национальные премии для воинов, ко торые отличаются, сражаясь за Республику.</p>
<p>88. Национальному институту поручено собирать открытия, совершенствовать науку и искусство.</p>
<p>89. Комиссия национального счетоводства  устанавливает правила и контролирует счета доходов и расходов  Республики. Эта комиссия состоит из семи членов, избранных Сенатом среди  лиц, занесенных в национальный список.</p>
<p>90. Учрежденный орган может проводить заседания, если присутствуют две трети его членов.</p>
<p>91. Строй французских колоний определяется специальными законами.</p>
<p>92. В случае вооруженного восстания или  волнений, угрожающих безопасности государства, законом может быть  приостановлено, в определенном месте, на определенное время, действие  конституции.</p>
<p>Это приостановление может быть временно  введено, в этом случае, постановлением правительства, на основании одной  из статей которого Законодательный Корпус, в случае его роспуска на  каникулы, должен быть досрочно созван.</p>
<p>93. Французская нация заявляет, что она ни в  коем случае не потерпит возвращения французов, которые покинули свою  родину 14 июня<span><a href=»http://mmkaz.narod.ru/igpzs/sources/fr_const_1799.htm#%D0%9F%D1%801″><sup>(11)</sup></a></span> 1789 года, за исключением случаев, предусмотренных законом об  эмигрантах; она запрещает вводить какие-либо новые исключения по этому  поводу.</p>
<p>Имущество эмигрантов безвозвратно переходит в собственность Республики.</p>
<p>94. Французская нация заявляет, что после  совершения законной продажи национального имущества, независимо от его  происхождения, законный приобретатель не может быть лишен его, за  исключением случаев, когда третьи лица предъявляют к национальной казне  требования о возмещении понесенных убытков..</p>
<p>95. Настоящая конституция будет впоследствии предложена для принятия французскому народу.</p>

Category: Европа, Франция

Last articles