Конституция Франции (1795, рус)

5 фрюктидора III г. (22 августа 1795 г.)

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Французский народ провозглашает перед лицом высшего Существа следующую декларацию прав и обязанностей человека и гражданина.

Права

1. Правами человека в обществе являются свобода, равенство, безопасность, собственность.

2. Свобода состоит в возможности действовать не во вред правам другого.

3. Равенство состоит в том, что закон является равным для всех как в тех случаях, когда он охраняет, так и в тех случаях, когда он наказывает.

Равенство не допускает никаких различий в зависимости от рождения, никакой наследственной власти.

4. Безопасность основывается на содействии всех в обеспечении прав каждого.

5. Собственность является правом пользоваться и распоряжаться своим достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерства.

6. Законом является выраженная общая воля большинства либо граждан, либо их представителей.

7. Закон не защищает того, кто его нарушает. Никто не может совершить того, что не предписано законом.

8. Никто не может быть привлечен к суду, обвинен, арестован, заключен, кроме случаев, когда это предусмотрено законом и в предписанной им форме.

9. Те, кто склоняют, способствуют, разрешают, исполняют или заставляют исполнять противозаконные действия, являются виновными и должны быть наказаны.

10. Жестокость, которая не является необходимой для заключения обвиняемого под стражу, строго запрещена законом.

11. Никто не может быть осужден до того, как он будет выслушан или вызван в законном порядке.

12. Постановление о назначении наказания может быть вынесено по закону только строго необходимое и соответствующее преступлению.

13. Всякое обращение, которое усиливает наказание, определенное на основании закона, является преступлением.

14. Никакой закон, ни уголовный, ни гражданский, не имеет обратной силы.

15. Каждый человек может распоряжаться своим временем и своими силами, но он не может продавать себя и не может быть продан; его личность не является отчуждаемой собственностью.

16. Всякие налоги устанавливаются для общей пользы; они должны быть распределены между налогоплательщиками в зависимости от их возможностей.

17. Единство всех граждан является главной основой суверенитета.

18. Никакие отдельные лица, никакое отдельное собрание граждан не могут приписать себе суверенитет.

19. Никто не может, не будучи уполномочен на то законом, ни присваивать какую-либо власть, ни выполнять какую-либо публичную функцию.

20. Каждый гражданин имеет равное право добиваться участия, непосредственного или косвенного, в издании законов, назначении представителей народа и должностных лиц.

21. Общественные функции не могут присваиваться теми, кто их осуществляет.

22. Общественная безопасность не может существовать, если не установлено разделение властей, если не зафиксированы их границы, если не обеспечена ответственность должностных лиц.

Обязанности

1. Декларация прав предусматривает следующую обязанность законодателей: для охраны общества требуется, чтобы те, кто составляют его, знали и выполняли также и свои обязанности.

2. Все обязанности человека и гражданина вытекают из следующих двух принципов, заключенных во всех сердцах от природы.

Не делайте другому того, что вы не хотите, чтобы сделали вам. Постоянно делайте другим то доброе, что вы хотели бы получить сами.

3. Обязанности каждого по отношению к обществу состоят в его защите, служении ему, в подчинении законам, в уважении тех, кто является орудием закона.

4. Никто не может быть хорошим гражданином, не будучи хорошим сыном, хорошим отцом, хорошим братом, хорошим другом, хорошим супругом.

5. Никто не может быть добродетельным человеком, не будучи искренним и благочестивым блюстителем законов.

6. Тот, кто явно нарушает законы, объявляет войну обществу.

7. Тот, кто, не нарушая законов явно, обходит их, применяя хитрость или ловкость, наносит вред интересам всех; он становится недостоин их доброжелательного отношения и их уважения.

8. Это является основой собственности, которая лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя.

9. Каждый гражданин обязан отдавать все свои силы отечеству и сохранению свободы, равенства и собственности всякий раз, когда закон призывает его к их защите.

КОНСТИТУЦИЯ

1. Французская Республика едина и нераздельна.

2. Носителем суверенитета является французский народ в целом.

Глава I

3. Франция разделена на 87 департаментов.

Этими департаментами являются: Эн, Эна, Алье, Нижние Альпы, Верхние Альпы, Приморские Альпы, Ардеш, Арденны, Арьеж, Об, Од, Авейрон, Буш-дю-Рон, Кальвадос, Канталь, Шаранта, Нижняя Шаранта, Шер, Коррез, Кот-Д’Ор, Кот-Дю-Нор, Крёз, Дордонь, Ду, Дрома, Эр, Эр-и-Луар, Финистер, Гар, Верхняя Гаронна, Жер, Жиронда, Голо, Эро, Иль-и-Вилэн, Эндр, Эндр-и-Луара, Изер, Юра, Ланды, Лиамона, Луар-и-Шер, Луара, Верхняя Луара, Нижняя Луара, Луарэ, Ло, Ло-и-Гаронна, Лозер, Мэн-и-Луара, Манш, Мон-Терибль, Морбиан, Мозель, Мез, Монблан, Марна, Верхняя Марна, Ньевр, Нор, Уаза, Орн, Па-де-Кале, Пюи-де-Дом, Нижние Пиренеи, Верхние Пиренеи, Восточные Пиренеи, Нижний Рейн, Верхний Рейн, Рона, Верхняя Сона, Сона-и-Луара, Сарта, Сена, Нижняя Сена, Сена-и-Марна, Сена-и-Уаза, Два Севра, Сомма, Тарн, Вар, Воклюз, Вандея, Вьенна, Верхняя Вьенна, Вогезы, Йонна.

4. Границы департаментов могут быть изменены или исправлены только Законодательным корпусом; но в этом случае площадь департамента не может превышать ста квадратных мириаметров (в среднем четыреста квадратных лье).

5. Каждый департамент разделен на кантоны. Каждый кантон на коммуны.

Кантоны сохраняют нынешние округа. Их границы тем не менее могут быть изменены или исправлены Законодательным корпусом; но в этом случае расстояние от самой отдаленной коммуны до главного города кантона не должно превышать 1 мириаметра (в среднем от двух лье до двух тысяч пятисот шестидесяти шести туазов).

6. Французские колонии являются дополнительной частью республики, и они подчиняются тем же конституционным законам.

7. Они разделены на следующие департаменты. Остров Сан-Доминго будет разделен Законодательным корпусом на четыре – шесть департаментов.

Гваделупа, Мари-Галант, Дезирад, Сент и французские части Сен-Мартина;

Мартиника;

Французская Гвиана и Кайенна;

Сент-Люси и Тобаго;

Иль-де-Франс, Сейшеллы, Родриго и колонии на Мадагаскаре;

остров Реюньон;

Восточная Индия, Пондишери, Чандранагор, Маэ, Карикал и другие колонии.

Глава II

Политическое положение граждан

8. Каждый человек, родившийся и живущий во Франции, которому исполнился двадцать один год, записанный в гражданский реестр, проживающий на территории Республики и уплачивающий прямой, земельный или профессиональный налог, является французским гражданином.

9. Являются гражданами те не обладающие налоговым цензом французы, которые принимали участие в установлении Республики.

10. Иностранец становится французским гражданином после того, как он достигнет двадцати одного года и объявит о своем намерении обосноваться во Франции, если он живет здесь в течение семи лет подряд, платит прямой налог и обладает, кроме того, земельной собственностью или торговым, либо сельскохозяйственным предприятием или вступает в брак с француженкой.

11. Только французские граждане могут голосовать на съезде избирателей для избрания выборщиков и быть призваны к исполнению конституционных функций.

12. Гражданин теряет свои права в случае:

1) Натурализации в другой стране;

2) Вступления в любую иностранную организацию, признающую неравенство в зависимости от рождения или требующую принятия религиозных обетов;

3) Принятия должности или пенсии, предложенной иностранным правительством;

4) Осуждения к мучительному или позорящему наказанию вплоть до реабилитации.

13. Действие прав гражданина приостанавливается в случае:

1) Опеки вследствие буйного помешательства, деменции или слабоумия;

2) Несостоятельности должника или получения его прямым наследником-предъявителем всего или части наследства банкрота;

3) Состояния слуги на жаловании, обслуживающего лицо или семью;

4) Обвинения;

5) Наличия приговора в отношении не явившегося на суд, если приговор не санкционирован.

14. В случаях, приведенных в двух предыдущих статьях, права гражданина утрачиваются и их действие приостанавливается.

15. Каждый гражданин, который проживает в течение семи лет подряд на территории Республики, не имея полномочий или разрешения, данного от имени нации, считается иностранцем; и он не может стать французским гражданином до тех пор, пока не будет удовлетворять требованиям статьи 10.

16. Молодые люди не могут быть занесены в гражданский реестр до тех пор, пока они не докажут, что умеют читать и писать и обладают профессиональным навыком.

Ручные операции в сельском хозяйстве относятся к профессиональным навыкам.

Эта статья будет применяться только на двенадцатом году Республики.

Глава III

Съезд избирателей для избрания выборщиков

17. Съезд избирателей для избрания выборщиков состоит из граждан, проживающих в одном кантоне.

Местожительство, требуемое для участия в голосовании на этом съезде, приобретается только в случае проживания в одном месте в течение одного года и теряется только в случае отсутствия в течение одного года.

18. Никто не может ни заменить себя на съездах избирателей для избрания выборщиков, ни голосовать более чем на одном съезде.

19. В кантоне имеется по крайней мере один съезд избирателей для избрания выборщиков.

Если их имеется больше, то каждый из них включает в себя от четырехсот пятидесяти человек и более, до девятисот.

Это число включает в себя как присутствующих, так и отсутствующих граждан, имеющих право голоса.

20. Съезд избирателей для избрания выборщиков временно создается под руководством старейшего. Самый молодой временно выполняет функции секретаря.

21. Окончательно он создается в результате назначения на время выборов одного председателя, одного секретаря и трех счетчиков.

22. Встречаясь с затруднениями в отношении полномочий, требуемых для голосования, съезд выносит предварительное постановление наряду с обращением в гражданский трибунал департамента.

23. Во всех других случаях только Законодательный корпус решает о законности или действительности действий съезда избирателей для избрания выборщиков.

24. Никто не может появиться на съезде с оружием.

25. Его полиция задержит их.

26. Съезды избирателей для избрания выборщиков собираются:

1) для того чтобы принять или отвергнуть изменения в конституционных актах, предложенные съездами для пересмотра;

2) для того чтобы провести выборы, на проведение которых они уполномочены конституционными актами.

27. Они собираются по предоставленному им праву первого жерминаля каждого года, заседают, назначают в пределах своей местности:

1) членов съезда выборщиков,

2) мирового судью и его присяжных заседателей,

3) председателя административного муниципалитета кантона и служащих муниципалитетов коммун с числом жителей свыше пяти тысяч.

28. Немедленно после этих выборов в коммунах с числом жителей свыше пяти тысяч состоятся общие съезды, которые выбирают представителей каждой коммуны и их помощников.

29. Те действия съезда избирателей для избрания выборщиков или коммунального съезда, которые не соответствуют тем целям, для которых они созваны и которые находятся в противоречии с конституцией, являются недействительными.

30. Съезд, будь то съезд избирателей для избрания выборщиков или коммунальный съезд, не проводит никаких других выборов, кроме предписанных конституционным законом.

31. Все выборы проводятся при тайном голосовании.

32. Каждый гражданин, изобличенный в установленном законом порядке в продаже или покупке избирательного голоса, исключается из состава съезда избирателей для избрания выборщиков и лишается всех публичных функций сроком на десять лет; в случае повторения этого он лишается этих прав навсегда.

Глава IV

Съезды выборщиков

33. Каждый съезд избирателей для избрания выборщиков назначает выборщика по принципу: один выборщик на двести граждан, как присутствующих, так и отсутствующих, имеющих право голосовать на этом съезде. Во всех случаях наличия числа всех граждан до трехсот включительно назначается один выборщик.

В случае, если это число граждан колеблется в пределах от трехсот до пятисот, назначаются двое выборщиков.

В пределах от пятисот до семисот – трое.

В пределах от семисот до девятисот – четверо.

34. Члены съездов выборщиков созываются каждый год. Они могут быть переизбраны только через два года.

35. Никто не может быть назначен выборщиком, если ему не исполнилось двадцати пяти лет и он не пользуется правами французского гражданина, не удовлетворяет следующим условиям:

Обладание в коммунах с числом жителей свыше семи тысяч собственностью или городской арендой, стоимость которых равна местной стоимости двухсот рабочих дней, или жилыми постройками, стоимость которых равна стоимости пятисот рабочих дней, или сельскохозяйственным имуществом, стоимость которого равна стоимости двухсот рабочих дней;

Обладание в коммунах с числом жителей менее семи тысяч собственностью или городской арендой, стоимость которых равна местной стоимости двухсот рабочих дней, или жилыми постройками, стоимость которых равна стоимости пятисот рабочих дней, или сельскохозяйственным имуществом, стоимость которого равна стоимости ста рабочих дней;

Обладание в деревнях собственностью или арендой, стоимость которых равна местной стоимости ста пятидесяти рабочих дней, или фермой или испольщиной, стоимость которых равна двумстам рабочим дням.

В случае обладания одновременно собственностью или городской арендой, с одной стороны, и жилыми постройками, фермой и сельскохозяйственной арендой, с другой стороны, они будут совмещены, невзирая на их различия, с тем чтобы определить их соответствие норме, предусмотренной условиями, необходимыми для того, чтобы быть избранным.

36. Съезд выборщиков каждого департамента собирается 20 жерминаля каждого года и заканчивается в течение одной сессии, продолжающейся 10 и более дней без права отсрочки выборов, которые он должен провести; после этого он вправе быть распущен.

37. Съезд выборщиков не имеет права заниматься чем-либо посторонним, не относящимся к выборам, на проведение которых он управомочен; он не имеет права ни отправлять, ни принимать никаких обращений, никаких петиций, никаких депутаций.

38. Съезды выборщиков не могут сообщаться друг с другом.

39. Никто из граждан, ранее бывших членами съезда выборщиков, не может ни присвоить себе звание выборщика вновь, ни собираться в этом качестве с другими бывшими членами этого съезда.

Нарушение положения настоящей статьи является покушением на общественную безопасность.

40. Статьи 18, 20, 21, 23, 24, 25, 29, 30, 31, 32 предыдущей главы, относящиеся к съезду избирателей для избрания выборщиков, распространяются и на съезд выборщиков.

41. Съезд выборщиков, руководствуясь нижеследующим, избирает:

1) членов Законодательного корпуса, как то: членов Совета пятисот;

2) членов кассационного трибунала;

3) заседателей Верховного суда;

4) служащих департаментов;

5) председателя, публичного обвинителя, секретаря уголовного трибунала;

6) судей гражданского трибунала.

42. В том случае, когда гражданин выбирается съездом выборщиков для занятия места умершего, ушедшего в отставку или уволенного служащего, этот гражданин выбирается только на время, оставшееся для этого служащего.

43. Комиссар директории, состоящий при администрации каждого департамента, под страхом увольнения в отставку обязан информировать директорию об открытии и окончании съездов выборщиков; комиссар не может ни вмешиваться в ход заседания, ни входить на их заседания, но имеет право требовать уведомления о ходе каждого заседания каждые двадцать четыре часа, и он обязан доносить директории об имеющихся фактах нарушения конституционного закона.

Во всех случаях Законодательный корпус один решает вопрос о законности действий съезда выборщиков.

Глава V

Законодательная власть

Общие положения

44. Законодательный корпус состоит из Совета старейшин и из Совета пятисот.

45. Законодательный корпус ни в коем случае не может передать ни одному, ни нескольким своим членам, ни кому бы то ни было какую-либо из функций, присвоенных ему настоящей конституцией.

46. Он не может ни сам, ни через своих депутатов использовать ни исполнительную власть, ни законодательную власть.

47. Является несовместимым со званием члена Законодательного корпуса исполнение каких-либо публичных функций, кроме функций архивариуса Республики.

48. Способ постоянной или временной замены публичных служащих, которые выбраны в члены Законодательного корпуса, определен законом.

49. Каждый департамент содействует назначению членов Совета старейшин и Совета пятисот, исходя единственно из интересов народа.

50. В течение всех десяти лет Законодательный корпус, исходя из представленного ему списка населения, определяет число членов обоих советов, которые должны быть посланы каждым департаментом.

51. В течение всего этого периода в этом распределении не может быть произведено никаких изменений.

52. Члены Законодательного корпуса не являются представителями пославшего их департамента, они являются представителями всей нации, и он не может предоставлять им полномочий.

53. Оба совета обновляются каждый год на одну треть.

54. Их члены, выбывающие через три года, могут быть немедленно переизбраны на следующие три года; после этого для их переизбрания требуется перерыв в два года.

55. Никто ни в коем случае не может быть членом Законодательного корпуса последовательно более чем шесть лет.

56. Если при наличии чрезвычайных обстоятельств один из этих двух советов оказывается сокращенным до одной трети количества своих членов, он сообщает свое мнение об этом исполнительной директории, которая обязана немедленно созвать съезды избирателей для избрания выборщиков в тех департаментах, члены Законодательного корпуса от которых должны быть заменены в результате этих обстоятельств: съезды избирателей для избрания выборщиков немедленно созывают избирателей, которые приступают к необходимой замене.

57. Вновь избранные члены каждого из обоих советов собираются первого прериаля каждого года в коммуне, которая определена предыдущим Законодательным корпусом, или в той же коммуне, где происходили последние заседания, если им не указано другое.

58. Каждый из обоих советов заседает в одной и той же коммуне.

59. Законодательный корпус заседает непрерывно: тем не менее он может прервать заседание на установленный срок.

60. Ни в коем случае оба совета не могут заседать в одном зале.

61. Функции председателя не могут длиться долее одного месяца ни в Совете старейшин, ни в Совете пятисот.

62. Оба совета взаимно имеют право держать свою полицию в местах своих заседаний в количестве, определенном ими.

63. Их полиция взаимно пользуется определенным правом в отношении членов советов; но наказание может быть назначено только в виде установления надзора, ареста на восемь дней и тюремного заключения на три дня.

64. Заседания каждого из обоих советов публичны; число присутствующих не должно превышать половины числа членов соответствующего совета.

Отчет о ходе заседания подлежит опубликованию.

65. Всякое решение принимается вставанием; в случае сомнения проводится поименное голосование, но в этом случае голосование становится тайным.

66. По требованию ста членов каждый совет может быть преобразован в Генеральный Тайный Совет, но только для того, чтобы обсуждать, а не для того, чтобы решать.

67. Ни один из советов не может создать в своем составе какой-либо постоянный комитет.

В то же время каждый совет имеет право в том случае, когда он полагает, что какой-либо вопрос требует предварительного рассмотрения, создать из своих членов специальную комиссию, которая будет заниматься единственно тем вопросом, для рассмотрения которого она создана.

Эта комиссия должна быть распущена, как только совет разрешит вопрос, для рассмотрения которого комиссия была создана.

68. Члены Законодательного корпуса получают годовое содержание. Оно установлено для каждого из обоих советов в размере трех тысяч мириаграммов пшеницы (шестисот тринадцати центнеров тридцати двух фунтов).

69. Исполнительная директория не имеет права размещать какие-либо группы войск на расстоянии десяти мириаметров (в среднем двенадцати лье) от коммуны, где заседает Законодательный корпус, кроме случаев, когда он этого требует или приказывает.

70. Около Законодательного корпуса находится охрана из граждан, состоящих в местной национальной гвардии каждого департамента и выбранных их братьями по оружию.

Эта охрана не может состоять более чем из тысячи пятисот служащих действительной службы.

71. Законодательный корпус устанавливает порядок военной службы и ее продолжительность.

72. Законодательный корпус не присутствует ни на каких публичных церемониях и не отправляет туда никаких депутаций.

Совет пятисот

73. Совет пятисот неизменно, постоянно состоит из этого числа.

74. Чтобы быть избранным в члены Совета пятисот, необходимо достижение тридцатилетнего возраста и проживание на территории Республики в течение предшествующих десяти лет.

Достижение тридцатилетнего возраста не будет являться обязательным вплоть до седьмого года Республики; до этого времени считается достаточным достижение двадцатипятилетнего возраста.

75. Совет пятисот не может совещаться, если на заседании присутствует менее двухсот членов.

76. Законодательная инициатива принадлежит исключительно Совету пятисот.

77. Никакое предложение не может обсуждаться и по нему не может быть принято решение, если не соблюдены следующие правила:

Предложение проходит три чтения; промежуток между двумя чтениями не может быть менее десяти дней.

Обсуждение происходит после каждого чтения; однако после первого или второго чтения Совет пятисот может заявить об отсрочке или отмене обсуждения.

Всякое предложение должно быть отпечатано и роздано за два дня до второго чтения.

После третьего чтения Совет пятисот решает вопрос о наличии или отсутствии отсрочки.

78. Всякое предложение, которое, будучи обсуждено, отвергается после третьего чтения, может быть внесено вновь только по истечении года.

79. Предложения, принятые Советом пятисот, называются решениями.

80. Преамбула каждого решения содержит:

1) даты заседаний, в которых проходили три чтения предложения;

2) указание об отсутствии отсрочки после третьего чтения.

81. Не подпадают под действие статьи 77 предложения, по которым признано необходимым их предварительное декларирование на Совете пятисот.

В этих декларациях содержатся мотивы их провозглашения, и они приводятся в преамбуле решения.

Совет старейшин

82. Совет старейшин состоит из двухсот пятидесяти членов.

83. Никто не может быть избран членом Совета старейшин:

если он не достиг сорока лет;

если к тому же он не женат или вдов;

если он не проживал на территории Республики в течение пятнадцати лет, предшествующих выборам.

84. Условия о проживании, предусмотренные предыдущей статьей и статьей 74, не относятся к гражданам, которые оставили территорию Республики с правительственной миссией.

85. Совет старейшин не может заседать, если на заседании не присутствуют по крайней мере сто двадцать семь человек.

86. К исключительной компетенции Совета старейшин относится одобрение и отклонение решений Совета пятисот.

87. Тотчас же после того, как решение Совета пятисот поступило в Совет старейшин, председатель оглашает преамбулу.

88. Совет старейшин отказывается одобрить решение Совета пятисот, которое не соответствует конституционным формам.

89. Если предложение признано Советом пятисот срочным, Совет старейшин решает вопрос о срочности предложения.

90. Если Совет старейшин не признает предложение срочным, он не обсуждает существо решения.

91. Если решению не предшествует указание на его срочность, оно проходит три чтения; промежуток между этими чтениями не может быть менее пяти дней.

Обсуждение открывается после каждого чтения.

Решение отпечатывается и раздается на руки по крайней мере за два дня до второго чтения.

92. Решения Совета пятисот, принятые Советом старейшин, называются законами.

93. В преамбуле законов содержатся указания на даты заседаний Совета старейшин, на которых состоялись три чтения.

94. Декрет, которым Совет старейшин признает срочность закона, мотивируется и приводится в преамбуле этого закона.

95. Предложение о принятии закона, сделанное Советом пятисот, должно относиться ко всем статьям проекта; Совет старейшин должен либо отклонить, либо принять их целиком.

96. Одобрение Совета старейшин выражается в отношении каждого предложения о принятии закона в следующей формуле, подписываемой председателем и секретарями: Совет старейшин одобряет…

97. Отказ в одобрении ввиду нарушения правил, предусмотренных статьей 77, выражается в следующей формуле, подписываемой председателем и секретарями: На основании конституции отклоняется…

98. Отказ в одобрении, относящийся к существу предложенного закона, выражается следующей формулой, подписываемой председателем и секретарями: Совет старейшин не может принять…

99. В случае, предусматриваемом предыдущей статьей, отвергнутый законопроект может быть вновь представлен Советом пятисот только по истечении года.

100. Совет пятисот может тем не менее представить в любое время законопроект, содержащий статьи, составляющие часть отвергнутого проекта.

101. Принятые законы Совет старейшин отправляет через день как Совету пятисот, так и исполнительной директории.

102. Совет старейшин может принять решение об изменении местопребывания Законодательного корпуса; он указывает в этом случае новое место, куда должны прибыть, и время, когда должны собраться оба совета. Декрет Совета старейшин об этом неотменяем.

103. До наступления времени, указанного в декрете, ни тот, ни другой советы не могут заседать в коммуне, где они заседали до этого.

Члены советов, которые продолжают осуществление своих функций, покушаются на безопасность Республики.

104. Члены исполнительной директории, которые задерживают или отказываются скрепить печатью, обнародовать или послать декрет о перемещении Законодательного корпуса, будут повинны в том же преступлении.

105. Если по истечении двадцати дней, прошедших со дня, указанного Советом старейшин, большинство членов этих двух советов не известят Республику о своем прибытии во вновь назначенное место или о сборе в другом каком-либо месте, управляющий департамента или, в его отсутствие, гражданские трибуналы департамента созывают съезды избирателей для избрания выборщиков с тем, чтобы назначить выборщиков, которые тут же приступают к формированию нового Законодательного корпуса, выборам двухсот пятидесяти депутатов Совета старейшин и пятисот другого.

106. Управляющие департамента, которые в случае, предусмотренном предыдущей статьей, запаздывают с созывом съездов избирателей для избрания выборщиков, будут виновны в государственной измене и покушении на безопасность Республики.

107. Все граждане, которые в случае, предусмотренном статьей 106, будут препятствовать созыву съездов избирателей для избрания выборщиков и съездов выборщиков, будут виновны в том же преступлении.

108. Члены нового Законодательного корпуса собираются в месте, определенном Советом старейшин для его заседания.

Если они не смогут собраться в этом месте, то Законодательный корпус будет там, где соберется большинство его членов.

109. За исключением случая, предусмотренного статьей 102, Совет старейшин не может предлагать никаких других законов.

Гарантии членов Законодательного корпуса

110. Граждане, которые являлись или являются членами Законодательного корпуса ни в коем случае не могут преследоваться в судебном порядке, обвиняться и быть судимыми ни за то, что ими говорилось, ни за то, что ими было написано в связи с исполнением ими своих служебных функций.

111. Члены Законодательного корпуса с момента их назначения до третьего дня после окончания их функций могут быть отданы под суд только с соблюдением следующих правил.

112. Они могут быть задержаны, будучи застигнуты на месте преступления; но Законодательному корпусу необходимо немедленно составить мнение по этому поводу, и преследование не может продолжаться до тех пор, пока Совет пятисот не предложит передать дело в суд и пока Совет старейшин не утвердит это.

113. Во всех других случаях, кроме случая задержания на месте преступления, члены Законодательного корпуса не могут быть ни задержаны офицерами полиции, ни арестованы до тех пор, пока Совет пятисот не предложит передать дело в суд и пока Совет старейшин не утвердит это.

114. В случаях, предусматриваемых двумя предыдущими статьями, члены Законодательного корпуса не могут быть преданы никакому другому суду, кроме Верховного суда.

115. Они подлежат преданию тому же суду за измену, растрату, действия по подрыву Конституции и покушение на внутреннюю безопасность Республики.

116. Никакое обвинение против члена Законодательного корпуса не может служить основанием для преследования если оно не изложено письменно, не подписано и не адресовано Совету пятисот.

117. Если после рассмотрения его с соблюдением правил, предусмотренных статьей 77, Совет пятисот согласится с обвинением, он заявляет об этом в следующих выражениях: Обвинение… в деянии… датированное… подписанное… принято.

118. В этом случае обвиняемый должен быть вызван: он должен предстать перед судом в течение трех дней, которые должны быть ему предоставлены, и быть выслушаны на заседании Совета старейшин.

119. Независимо от того, присутствует обвиняемый или нет, Совет пятисот по истечении этого срока заявляет о том, будет или нет произведено расследование его поведения.

120. Если Совет пятисот заявит о необходимости произвести расследование, обвиняемый предстанет перед Советом старейшин; ему предоставляются перед этим два дня; и если он явится, он должен быть выслушан на заседании Совета старейшин.

121. Независимо от того, присутствует обвиняемый или нет, Совет старейшин с соблюдением правил, предусмотренных статьей 91, формулирует обвинение и направляет обвиняемого в Верховный суд, который производит расследование без ограничения срока.

122. Всякое обсуждение как в одном, так и другом совете вопросов, относящихся к пребыванию под следствием или обвинению какого-либо члена Законодательного корпуса, происходит в Генеральном Совете.

Всякое решение по этим вопросам принимается либо путем письменного голосования, либо тайным голосованием.

123. Обвинение, выдвинутое против члена Законодательного корпуса, влечет за собой отстранение от должности.

В случае оправдания по приговору Верховного суда он снова возвращается к исполнению своих обязанностей.

Взаимоотношения между советами

124. Когда оба совета окончательно созданы, они взаимно осведомляют об этом друг друга через официального посланника.

125. Каждый совет назначает четырех официальных посланников для своих нужд.

126. Они передают каждому из обоих советов и исполнительной директории законы и акты Законодательного корпуса; для этого они могут входить на заседания исполнительной директории.

Они входят, предшествуемые двумя привратниками.

127. Заседания одного из советов не могут быть отложены без согласия другого совета больше чем на пять дней.

Обнародование законов

128. Исполнительная директория организует печатание и издание законов в течение двух дней после их принятия.

129. Законы Законодательного корпуса, в отношении которых принят декрет об их срочности, отпечатываются и обнародуются в тот же день.

130. Опубликование закона и актов Законодательного корпуса происходит в следующей форме:

«Именем Французской Республики (закон) или (акты Законодательного корпуса)… Директория приказывает, чтобы вышеуказанные закон или законодательные акты были опубликованы, приведены в исполнение и скреплены печатью Республики».

131. Законы, преамбула которых не соответствует правилам, изложенным в статьях 77 и 91, не могут быть обнародованы исполнительной директорией, и она отвечает за это в течение семи лет.

Глава VI

Исполнительная власть

132. Исполнительная власть осуществляется директорией из пяти членов, назначенных Законодательным корпусом, исполняющим функции съезда выборщиков, от имени нации.

133. Совет пятисот составляет путем тайного голосования удесятеренный список членов директории, который передает Совету старейшин, выбирающему на его основе путем тайного голосования.

134. Члены директории должны иметь возраст, по крайней мере равный сорока годам.

135. Они могут быть избраны только из числа граждан, бывших членами Законодательного корпуса или министрами. Это положение настоящей статьи может быть применено только в начале восьмого года Республики.

136. Начиная с первого дня пятого года Республики члены Законодательного корпуса не могут быть выбраны ни членами директории, ни министрами как в период осуществления ими законодательных функций, так и в течение года после окончания срока действия их функций.

137. Директория обновляется на одного члена каждый год. В течение четырех первых лет последовательность выбытия тех, кто был назначен первыми, определяется путем жеребьевки.

138. Никто из выбывших членов директории не может быть избран вновь в течение пяти лет.

139. Родственники по восходящей или нисходящей линии, братья, дяди и племянники, двоюродные братья первой степени и свойственники различных степеней не могут ни быть одновременно членами директории, ни быть туда избраны ранее истечения пяти лет.

140. В случае вакансии по причине смерти, отставки члена директории и по иной причине его преемник должен быть выбран Законодательным корпусом в течение десяти дней на весь срок.

Совет пятисот должен предложить кандидатуру в течение первых пяти дней, и Совет старейшин должен провести выборы в течение последующих пяти дней.

Новый член выбирается только на время деятельности, которое осталось у того, кого он заменяет.

Если, однако, это время не превышает шести месяцев, то вновь выбранный продолжает осуществление своих функций до конца следующего пятилетия.

141. Каждый член директории председательствует по очереди в течение только трех месяцев.

Председатель имеет право подписи и хранения печати.

Законы и акты Законодательного корпуса направляются в директорию на имя председателя.

142. Исполнительная директория не может заседать, если не присутствуют по крайней мере трое ее членов.

143. Выбирается секретарь, который не является членом директории и который подписывает отправляемые документы, протоколирует заседания в книге, где каждый член директории имеет право записать свое мотивированное мнение.

Директория может, когда она сочтет это уместным, удалить своего секретаря; в этом случае заседания протоколируются в особой книге одним из членов директории.

144. Директория на основе законов должна заботиться о внутренней и внешней безопасности Республики.

Она обнародует соответствующие законы для их осуществления.

Она распоряжается вооруженными силами во всех случаях коллективно, так что никакой из ее членов не может ими командовать ни в течение времени исполнения своих функций, ни в течение двух лет, следующих за окончанием исполнения этих функций.

145. Если директория получает сведения о создании какого-либо заговора против внутренней и внешней безопасности государства она может вынести постановление о задержании и аресте тех, кто подозреваются в качестве исполнителей или соучастников; они могут быть допрошены; однако директория должна, для того чтобы предотвратить незаконное заключение, направить их в течение двух дней офицеру полиции для производства следствия по закону.

146. Директория назначает главнокомандующих; они не могут быть выбраны из числа родственников или свойственников членов директории в пределах степени родства, указанных в статье 139.

147. Она контролирует и обеспечивает исполнение законов в государственных учреждениях и судах через назначенных ею комиссаров.

148. Не из числа своих членов она назначает министров и отзывает их, если она находит это необходимым.

Она не может назначать их ни из числа лиц, не достигших тридцати лет, ни из родственников или свойственников в пределах степени родства, указанных в статье 139.

149. Министры сообщаются непосредственно с подчиненными им властями.

150. Законодательный корпус определяет функции и число министров.

Это число не должно быть менее шести и более восьми.

151. Министры не организуют никакого совета.

152. Министры взаимно ответственны как за неисполнение законов, так и за неисполнение решений директории.

153. Директория назначает сборщиков прямых налогов в каждом департаменте.

154. Она назначает начальников управлений по сбору косвенных налогов и администрацию национальных имений.

155. Все должностные лица во французских колониях, за исключением департаментов Иль-де-Франс и Реюньон, назначаются директорией пожизненно.

156. Законодательный корпус может в случае надобности разрешить директории посылать во все французские колонии одного или нескольких специальных уполномоченных директории с ограниченным сроком полномочий.

Специальные уполномоченные выполняют те же функции, что и директория, и подчиняются ей.

157. Никто из членов директории не может покинуть территорию Республики ранее истечения двух лет после прекращения его функций.

158. В течение этого периода он должен осведомлять Законодательный корпус о месте своего пребывания.

Статья 112 и следующие до 123 включительно, предусматривающие гарантии для членов Законодательного корпуса, распространяются также и на членов директории.

159. В случае, если более двух членов директории предстанут перед судом, Законодательный корпус принимает меры в предусмотренном порядке для их замещения на время судебного разбирательства.

160. За исключением случаев, предусмотренных статьями 119 и 120, ни директория в целом, ни какой-либо из ее членов не могут быть преданы суду ни Советом пятисот, ни Советом старейшин.

161. Требование отчета или объяснений, предъявляемое к директории каким-либо из обоих советов, должно быть облечено в письменную форму.

162. Директория обязана ежегодно представлять каждому совету письменный отчет о произведенных расходах, состоянии финансов, состоянии имеющихся пенсий, а также свои предложения об установлении новых пенсий.

Директория должна сообщать также о ставших ей известными злоупотреблениях.

163. Директория может в любое время письменно предложить Совету пятисот принять к своему рассмотрению любой вопрос. Она может предложить Совету пятисот принять какие-либо меры, но это предложение не может рассматриваться в качестве законопроекта.

164. Никто из членов директории не может отсутствовать более пяти дней, удаляться от места пребывания директории далее четырех мириаметров без разрешения Законодательного корпуса.

165. Члены директории при исполнении своих обязанностей, находясь как в помещении, так и вне его, должны быть одеты в присвоенную им форму.

166. Директория имеет постоянную охрану, находящуюся на иждивении Республики, состоящую из ста двадцати человек пехотинцев и ста двадцати кавалеристов.

167. Охрана сопровождает директорию во время публичных шествий и церемоний, где она находится впереди.

168. Каждый член директории сопровождается охраной из двух человек.

169. Каждая воинская часть обязана отдавать директории и каждому из ее членов высшие воинские почести.

170. Директория имеет четырех официальных посланников, которых она назначает и смещает.

Они передают обоим законодательным советам послания и памятные записки директории; они могут входить для этого на заседания законодательных советов.

Они входят, предшествуемые двумя привратниками.

171. Директория заседает в той же коммуне, что и Законодательный корпус.

172. Члены директории содержатся за счет республики и проживают в одном здании.

173. Содержание каждого из них установлено в размере пятисот тысяч мириаграмм пшеницы (десять тысяч двести двадцать два центнера).

Глава VII

Административный и муниципальный корпусы

174. В каждом департаменте имеется одна центральная администрация и в каждом кантоне одна муниципальная администрация.

175. Каждый член администрации департамента или муниципалитета должен достигнуть по крайней мере двадцатипятилетнего возраста.

176. Родственники по восходящей и нисходящей линии, братья, дяди и племянники, свойственники тех же степеней не могут ни быть одновременно членами одной и той же администрации, ни замещать один другого ранее истечения двух лет.

177. Администрация каждого департамента состоит из пяти членов; она обновляется ежегодно на одну пятую часть.

178. В каждой коммуне с числом жителей от пяти до ста тысяч имеется одна муниципальная администрация.

179. В каждой коммуне с числом жителей менее пяти тысяч имеется муниципальный агент и его помощник.

180. Собрание муниципальных агентов каждой коммуны создает муниципалитет кантона.

181. В каждом кантоне избирается председатель муниципальной администрации.

182. В коммунах с числом жителей от пяти до десяти тысяч имеется пять служащих муниципалитета; с числом жителей от десяти до пятидесяти тысяч – семь служащих; от пятидесяти до ста тысяч – восемь служащих.

183. В коммунах с числом жителей свыше ста тысяч имеется по крайней мере три муниципальных администрации;

эти коммуны делятся на муниципалитеты с таким расчетом, чтобы население округа в каждой коммуне не превышало пятидесяти тысяч и было не меньше тридцати тысяч.

Муниципалитет каждого округа состоит из семи членов.

184. В коммунах, состоящих из большого числа муниципалитетов, имеется центральное бюро для разрешения вопросов, неразрешаемых Законодательным корпусом.

Это бюро состоит из трех членов, назначенных администрацией департамента и утвержденных исполнительной властью.

185. Члены каждой муниципальной администрации назначаются на два года и их состав обновляется каждый год примерно наполовину, либо на большую, либо на меньшую часть.

186. Члены администрации департаментов и муниципалитета могут быть переизбраны один раз без перерыва.

187. Каждый гражданин, который был выбран два раза подряд членом администрации департамента или муниципалитета, причем добросовестно исполнял свои функции оба раза, может быть через два года выбран снова.

188. В случае, когда администрация департамента или муниципалитета лишается одного или нескольких своих членов вследствие смерти, отставки либо по другим причинам, оставшиеся члены администрации могут принять на себя обязанности выбывших на время, оставшееся до выборов.

189. Администрация департамента или муниципалитета не может ни изменять акты Законодательного корпуса и акты исполнительной директории, ни отсрочить их исполнение.

Она не может вмешиваться в разрешение вопросов, подлежащих судебным решениям.

190. Обязанностью администрации является главным образом обложение прямыми налогами, сбор средств, поступающих от публичных доходов на территории ее деятельности.

Законодательный корпус определяет правила и способ осуществления функций администрации как в отношении этих вопросов, так и других вопросов управления.

191. Исполнительная директория назначает в администрацию каждого департамента и муниципалитета одного комиссара по своему усмотрению.

Этот комиссар наблюдает за исполнением законов и обеспечивает его.

192. Комиссар при каждой местной администрации должен быть назначен из числа граждан, проживающих в течение года в департаменте, где установлена эта администрация.

Он должен достигнуть по крайней мере двадцатипятилетнего возраста.

193. Администрации муниципалитетов подчинены администрациям департаментов, а эти – министрам.

Вследствие этого каждый министр может аннулировать административные акты департаментов в сфере своей деятельности либо акты администрации муниципалитетов, противоречащие законам и приказам вышестоящих властей.

194. Министры могут также приостановить действие распоряжений администрации департамента, которые противоречат законам и приказам вышестоящих властей; тем же правом пользуется администрация департамента по отношению к администрации муниципалитетов.

195. Никакая подобная приостановка или аннулирование не будут окончательными без формального утверждения их исполнительной директорией.

196. Директория может также немедленно аннулировать акты администрации департаментов или муниципалитетов.

Она может немедленно отстранить или сместить по своему усмотрению членов администрации департаментов или кантонов и передать их трибуналу департамента в случае наличия оснований для этого.

197. Пересмотр каждого акта, каждое смещение и отстранение должны быть мотивированы.

198. Если смещаются пять членов администрации департамента, исполнительная директория принимает меры к их замене до следующих выборов; но их временных заместителей она может выбрать только среди бывших членов администрации.

199. Администрация департаментов и кантоны могут сообщаться между собой только по делам, отнесенным к их компетенции законом, но отнюдь не по вопросам, затрагивающим общие интересы Республики.

200. Каждая администрация должна ежегодно отчитываться в своей деятельности.

Отчеты администрации должны быть напечатаны.

201. Все акты Законодательного корпуса должны быть обнародованы путем помещения их в законодательный регистр, имея необходимые подписи и будучи доступными для ознакомления всем подчиненным.

Заполнение этого регистра заканчивается каждые шесть месяцев, и он не может быть убран до дня его окончательного заполнения.

Законодательный корпус может по своему усмотрению приостановить истечение срока его заполнения.

Глава VIII

Судебная власть

Общие положения

202. Судебные функции не могут исполняться ни Законодательным корпусом, ни исполнительной властью.

203. Судьи не могут ни вмешиваться в осуществление законодательной власти, ни создавать каких-либо правовых норм.

Они не могут ни приостановить или отсрочить действие какого-либо закона, ни привлечь к суду членов администрации в связи с исполнением ими своих обязанностей.

204. Никто не может ни отстранить судью, назначенного законным порядком, ни лишить его полномочий или других предоставленных ему прав, которые обусловлены предшествующим законом.

205. Отправление правосудия производится бесплатно.

206. Судьи могут быть смещены только в случае осуждения в законном порядке за совершение должностного преступления и временно отстранены только в случае предъявления обвинения.

207. Родственники по восходящей и нисходящей линии, братья, дяди и племянники, двоюродные братья первой степени и свойственники различных степеней не могут одновременно быть членами одного и того же трибунала.

208. Заседания трибуналов происходят публично; судьи совещаются секретно; решения суда оглашается; они должны быть мотивированы и содержать указание на примененный закон.

209. Никто из граждан не может быть выбран ранее достижения тридцати лет ни судьей трибунала департамента, ни мировым судьей, ни судьей коммерческого трибунала, ни членом кассационного трибунала, ни присяжным заседателем, ни комиссаром исполнительной директории при трибуналах.

Гражданский суд

210. Не может быть ущемлено право передать спор на разрешение посредника, избранного сторонами.

211. Решения этих посредников не обжалуются и не кассируются в случае, если стороны определенно не сохранили за собой это право.

212. В каждом округе, определенном законом, имеются мировой судья и присяжные заседатели.

Они избираются на два года и могут переизбираться непрерывно любое число раз.

213. Законом определены вопросы, разрешаемые мировым судьей и присяжными заседателями окончательно. Законом предоставлены им также полномочия для вынесения судебных решений, подлежащих обжалованию.

214. Специальными трибуналами являются коммерческие, земельные и морские; законом определены места, где они должны быть расположены. Они уполномочены на вынесение окончательных решений относительно стоимостей, не превышающих пятисот мириаграммов пшеницы (ста двух центнеров и двадцати двух фунтов).

215. Дела, по которым ни мировые судьи, ни коммерческие трибуналы не вынесли ни окончательного, ни подлежащего обжалованию решения, должны быть немедленно переданы на рассмотрение мирового судьи и присяжных заседателей.

Если мировой судья не выносит по нему решения, он отправляет дело в гражданский трибунал.

216. В департаменте имеется гражданский трибунал.

Гражданский трибунал состоит из двадцати судей, одного комиссара, одного помощника прокурора, назначаемых и смещаемых исполнительной директорией, и одного секретаря суда.

Выборы членов трибунала происходят каждые пять лет.

Судьи могут быть переизбраны.

217. Во время выборов избирают пятерых заместителей, трое из которых избираются из числа граждан, проживающих в коммуне, где заседает трибунал.

218. Гражданский трибунал выносит окончательные решения в случаях, предусмотренных законом, в отношении подлежащих обжалованию решений мировых судей, посредников и коммерческих трибуналов.

219. Жалоба на решение, вынесенное гражданским трибуналом, подается в один из трех расположенных в соседних департаментах гражданских трибуналов, которые предусмотрены в законе.

220. Гражданский трибунал делится на секции.

Каждая секция может выносить судебные решения в составе не менее пяти судей.

221. На общем собрании судей каждого трибунала избираются путем тайного голосования председатели каждой секции.

Исправительный и уголовный суд

222. Никто не может быть задержан без уведомления об этом офицера полиции; никто не может быть арестован или заключен без приказа об аресте, отданного офицерами полиции или исполнительной директорией в порядке, предусмотренном статьей 145, или без распоряжения об аресте, отданного либо трибуналом, либо председателем суда присяжных, разбирающего обвинение, или без обвинительного декрета, принятого Законодательным корпусом в случае, когда он уполномочен на его принятие, или без приговора к тюремному или исправительному заключению.

223. Для того чтобы приказ об аресте был исполнен, необходимо:

1) чтобы в нем были изложены в форме, предусмотренной законом, мотивы ареста и приведен закон, на основании которого произведен арест;

2) чтобы приказ об аресте был сообщен лицу, подлежащему задержанию, и ему была вручена копия приказа об аресте.

224. Каждое лицо, задержанное и доставленное к офицеру полиции, должно быть допрошено немедленно или не позже чем через день.

225. Если в результате допроса выяснится невиновность задержанного, он должен быть тотчас же освобожден; или, если виновность лица установлена, его отправляют в дом предварительного заключения, куда лицо должно быть направлено в самый короткий срок, который ни в коем случае не может превышать трех дней.

226. Никто из арестованных не может быть задержан, если он предоставляет достаточный залог и если освобождение под залог предусмотрено в этом случае законом.

227. Каждое лицо, в случаях если его задержание предусмотрено законом, может быть направлено и содержаться только в местах, предусмотренных законом в качестве домов предварительного заключения, судебных домов и исправительных домов.

228. Никто из охранников и тюремщиков не вправе принимать и содержать кого бы то ни было, если с ним не препровождаются приказ об аресте, отданный в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 222 и 223, решение об аресте, обвинительный декрет или приговор к тюремному или исправительному заключению, и без соответствующей записи в своем регистре.

229. Каждый охранник или тюремщик обязаны, не принимая во внимание какого бы то ни было приказа, представить арестованному должностному лицу, возглавляющему полицию дома заключения во всех случаях, когда это должностное лицо потребует того.

230. В предоставлении свидания с заключенным не может быть отказано его родственникам и друзьям по предъявлении ими приказа должностного лица, согласованного с охранником или тюремщиком, если только у охранника или тюремщика не имеется

судебный приказ, отмеченный в их регистре, о секретном содержании арестованного.

231. Каждый, кто, независимо от места его службы и от занимаемой должности, кроме тех, кому предоставлено на основании закона право производить арест, даст, подпишет, исполнит или заставит исполнить приказ об аресте лица или кто, даже имея на основании закона право производить арест, примет, препроводит или задержит лицо в непредусмотренном законом месте заключения, а также и все охранники или тюремщики, нарушающие правила, предусмотренные тремя предыдущими статьями, являются виновными в преступном незаконном задержании.

232. Все строгости, употребленные при задержании, заключении или исполнении приговора, кроме тех, которые предписаны законом, являются преступными.

233. В каждом департаменте имеется для осуждения за деликты, не наказуемые ни мучительными, ни позорящими наказаниями, от трех до шести трибуналов.

Эти трибуналы не вправе налагать наказание более тяжкое, чем тюремное заключение сроком на два года.

Дела о деликтах, наказание за которые не превышает либо стоимости трех дней работы, либо заключения на три дня, передаются мировому судье, который выносит по ним окончательное решение.

234. Каждый исправительный трибунал состоит из председателя, двух мировых судей или заместителей мировых судей коммуны, где они находятся, одного комиссара исполнительной власти, назначаемого и смещаемого исполнительной директорией, и секретаря.

235. Председатели каждого исправительного трибунала избираются каждые шесть месяцев поочередно из числа членов секций гражданского трибунала департамента, за исключением его председателя.

236. Жалоба на судебное решение исправительного трибунала подается в уголовный трибунал департамента.

237. По делу о совершении деликта, влекущего мучительное или позорящее наказание, лицо может быть судимо только на основе обвинения, вынесенного присяжными или декретированного Законодательным корпусом в случае, когда ему предоставлено право декретировать обвинение.

238. Первое жюри заявляет о принятии или отклонении обвинения; второе жюри исследует событие, и уголовный трибунал налагает обусловленное законом наказание.

239. Присяжные голосуют только путем тайного голосования.

240. В каждом департаменте имеется столько же обвинительных жюри, сколько и исправительных трибуналов.

Председатели исправительных трибуналов руководят их деятельностью в пределах округа.

В коммунах с числом жителей свыше пятисот тысяч могут быть на основании закона назначены кроме председателя исправительного трибунала также директоры обвинительных жюри, когда это требуется для разрешения дел.

241. Функции комиссара исполнительной власти и секретаря директора обвинительного жюри исполняются комиссаром и секретарем исправительного трибунала.

242. Каждый директор обвинительного жюри осуществляет непосредственный надзор над всеми офицерами полиции своего округа.

243. Директор жюри на основе обвинения, выдвинутого публичным обвинителем, немедленно вместе с офицером полиции открывает судебное преследование или в силу своего должностного положения, или в силу приказа исполнительной директории в следующих случаях:

1) покушение против свободы или безопасности отдельных граждан;

2) покушение на права граждан;

3) сопротивление исполнению либо судебных решений, либо любых исполнительных актов, изданных конституционными органами власти;

4) возмущение и насильственные действия, совершенные с целью воспрепятствовать сбору налогов, свободному обращению продовольствия и других предметов торговли.

244. Уголовный трибунал имеется в каждом департаменте.

245. Уголовный трибунал состоит из председателя, публичного обвинителя, четырех судей, назначенных из числа членов гражданского трибунала, комиссара исполнительной власти, состоящего при этом трибунале, его заместителя и секретаря.

В уголовном трибунале департамента Сены имеются помощник председателя и заместитель публичного обвинителя; этот трибунал разделен на две секции; восемь членов гражданского трибунала исполняют там функции судей.

246. Председатели секций гражданского трибунала не могут исполнять функции судей уголовного трибунала.

247. Остальные судьи служат там по очереди в течение шести месяцев в порядке их назначения, и в течение этого времени они не могут исполнять никаких других функций в гражданском трибунале.

248. Публичный обвинитель обязан:

1) поддерживать обвинение в случае совершения деликта, на основе обвинительных актов, принятых первым жюри;

2) передавать непосредственно направляемые к нему обвинения офицерам полиции;

3) осуществлять надзор над деятельностью офицеров полиции департамента и преследовать их по закону в случае проявленной ими небрежности или более тяжкого деяния.

249. Комиссару исполнительной власти поручено:

1) наблюдение за строгим соблюдением законных форм в ходе судебного следствия и за применением наказания при вынесении приговора;

2) обеспечение исполнения приговора, вынесенного уголовным трибуналом.

250. Судьи не могут ставить на разрешение присяжных никаких сложных вопросов.

251. Суд присяжных заседателей состоит не менее чем из двенадцати присяжных; обвиняемый имеет право отвести их, не приводя никаких мотивов, причем количество отводов определено законом.

252. Следствие на суде присяжных производится публично, и обвиняемый не может быть лишен права выбрать себе защитника или иметь защитника, назначенного официально.

253. Каждое лицо, оправданное по закону судом присяжных, не может быть вторично задержано и обвинено за то же самое.

Кассационный трибунал

254. В Республике имеется один кассационный трибунал. Он рассматривает:

1) кассационные жалобы с просьбой рассмотреть вынесенные трибуналами не подлежащие обжалованию решения;

2) просьбы о передаче дела из одного трибунала в другой в случае наличия каких-либо законных подозрений или ради общественной безопасности;

3) постановления отдельных судей и претензии сторон ко всему трибуналу в целом.

255. Кассационный трибунал никогда не рассматривает существо дела, но он кассирует судебные решения, вынесенные с нарушением процедурных форм или содержащие явное нарушение. закона, и направляет отмененное дело в трибунал для разбора его по существу.

256. После кассации вторичное судебное разбирательство ведется в тех же пределах и при помощи тех же средств, что и первое судебное разбирательство, причем этот вопрос более не может разбираться кассационным трибуналом без разрешения Законодательного корпуса, который руководствуется тем же законом, с которым сообразовывается кассационный трибунал.

257. Кассационный трибунал обязан ежегодно направлять в каждую из секций Законодательного корпуса принятые судебные решения с заметками на полях и с приведением текстов законов, которые обусловили вынесение решений.

258. Число членов кассационного трибунала не может быть больше двух третей числа департаментов.

259. Этот трибунал обновляется на одну пятую часть своего состава ежегодно.

Съезд выборщиков департаментов назначает последовательно и поочередно судей, которые должны заменить выбывших из кассационного трибунала.

Судьи этого трибунала могут быть переизбраны в любое время.

260. Каждый судья кассационного трибунала имеет заместителя, выбранного тем же съездом выборщиков.

261. При каждом кассационном трибунале имеются комиссар и его помощник, назначаемые и смещаемые исполнительной директорией.

262. Исполнительная директория опротестовывает перед кассационным трибуналом через своего комиссара, не нанося при этом ущерба интересам сторон, акты, вынесенные судьями с превышением власти.

263. Трибунал аннулирует эти акты; и если имеет место должностное преступление, оно рассматривается Законодательным корпусом, который, выслушав виновных, принимает обвинительный декрет.

264. Законодательный корпус не может аннулировать решение кассационного трибунала, за исключением тех случаев, когда судьи совершают должностное преступление.

Верховный суд

265. Верховный суд разбирает обвинения, выдвинутые Законодательным корпусом, или против членов Законодательного корпуса, или против членов исполнительной директории.

266. Верховный суд состоит из пяти судей и двух национальных обвинителей, назначенных из числа членов кассационного трибунала, и присяжных заседателей Верховного суда, выбранных съездом выборщиков департаментов.

267. Верховный суд организуется только на основе решения Законодательного корпуса, принятого и опубликованного Советом пятисот.

268. Он формируется и заседает в местах, указанных в решениях Совета пятисот.

Это место не может быть расположено далее двенадцати мириаметров от места заседания Законодательного корпуса.

269. Когда Законодательный корпус постановляет о создании Верховного суда, кассационный трибунал избирает путем жеребьевки пятнадцать человек из числа своих членов на открытом заседании; в дальнейшем на том же заседании он избирает путем тайного голосования пятерых из этих пятнадцати; эти пятеро и назначаются членами Верховного суда; они выбирают из своей среды председателя.

270. Кассационный трибунал назначает на том же заседании путем тайного голосования при абсолютном большинстве голосов двоих из числа своих членов для выполнения функций национальных обвинителей.

271. Обвинительные акты составляются и формулируются Советом пятисот.

272. Съезды выборщиков каждого департамента назначают ежегодно присяжного в Верховный суд.

273. Исполнительная директория распоряжается об издании и оглашении через месяц после выборов списка назначенных присяжных Верховного суда.

Глава IX

О вооруженных силах

274. Вооруженные силы создаются для защиты от внешних врагов и для поддержания внутреннего порядка и обеспечения исполнения законов.

275. Общественные вооруженные силы находятся в основном в подчинении; никакая армейская часть не может выходить из повиновения.

276. Они состоят из местной национальной гвардии и действующей национальной гвардии.

О местной национальной гвардии

277. Местная национальная гвардия состоит из всех граждан и их сыновей, которые могут носить оружие.

278. Ее организация и дисциплина являются едиными для всей Республики; они определены законом.

279. Никто из французов не может пользоваться правами гражданина, если не записан или не состоит в национальной гвардии.

280. Различия в чинах и подчинение существуют только во время прохождения службы.

281. Офицеры местной национальной гвардии избираются на определенный срок гражданами, состоящими в национальной гвардии, и могут быть переизбраны только через определенный промежуток.

282. Командование национальной гвардией не может быть поручено постоянно какому-либо одному гражданину.

283. В случае необходимости созыва национальной гвардии исполнительная директория назначает временного командующего.

284. Командование местной национальной гвардией в городе с населением в сто тысяч человек и более не может быть поручено какому-либо одному лицу.

О действующей национальной гвардии

285. На иждивении Республики, даже в мирное время, содержатся именуемые действующей национальной гвардией сухопутные и морские вооруженные силы.

286. В случае необходимости армия формируется из добровольцев в порядке, предусмотренном законом.

287. Никакой иностранец, если он не приобрел права французского гражданина, не может быть принят в армию, за исключением тех случаев, когда он участвовал в одной или нескольких кампаниях за установление Республики.

288. Командующие сухопутными и морскими войсками назначаются только в случае войны; исполнительная директория наделяет их полномочиями, которые она вправе отменить. Длительность действия этих полномочий ограничивается длительностью кампаний; но эти полномочия могут быть продлены.

289. Главнокомандующим вооруженными силами Республики не может быть назначено какое-либо одно лицо.

290. Вооруженные силы, сухопутные и морские, подчинены в отношении дисциплины, форм судопроизводства и характера наказаний специальным законам.

291. Никакая часть местной или действующей национальной гвардии не может быть использована для внутренней службы без распоряжения гражданских властей, отданного в предусмотренных законом формах.

292. Общественные вооруженные силы могут быть использованы гражданскими властями в пределах их территорий; они не могут быть переброшены из одного кантона в другой без согласия властей департамента или из одного департамента в другой без согласия исполнительной директории.

293. При этом Законодательный корпус определяет средства обеспечения при помощи общественных вооруженных сил исполнения судебных решений, преследования обвиняемых на французской территории.

294. В случае наличия непосредственной опасности муниципальная администрация кантона может затребовать национальную гвардию из соседних кантонов, в этом случае администрация, затребовавшая войска, и командующие национальной гвардией, которая была затребована, должны сразу же поставить об этом в известность администрацию департамента.

295. Никакие иноземные войска не могут быть введены на французскую территорию без предварительного согласия Законодательного корпуса.

Глава X

Народное просвещение

296. В Республике имеются школы первой ступени, где ученики учатся читать, писать, обучаются элементам счета и правилам морали. Республика отпускает средства для оплаты жилища учителей, направленных в эти школы.

297. В различных частях Республики для окончивших школы первой ступени имеются высшие школы, число которых должно быть таким, чтобы по меньшей мере одна высшая школа приходилась на два департамента.

298. Для всей Республики имеется национальный институт, которому поручено собирать открытия, совершенствовать искусство и науку.

299. Различные учреждения системы народного просвещения не находятся между собой в отношениях подчинения и не связаны с административной властью.

300. Граждане имеют право организовать особые воспитательные и образовательные учреждения, так же как и свободные общества, с целью содействия прогрессу гуманитарных и точных наук и искусства.

301. Должны быть установлены национальные праздники для поддержания братства граждан и для укрепления их уважения к Конституции, родине и законам.

Глава IX

Финансы

Налоги

302. Публичные налоги ежегодно обсуждаются и утверждаются Законодательным корпусом. Ему одному принадлежит право их установления. Они не могут существовать долее одного года, если они не будут определенно утверждены.

303. Законодательный корпус может принять любой вид налогов по своему усмотрению; но во всяком случае он должен ежегодно налагать поземельный и личный налоги.

304. Каждое лицо, которое не подпадает под действие статей 12 и 13 конституции, не включено в список лиц, подлежащих обложению прямыми налогами, имеет право обратиться в муниципальную администрацию и быть записано в списке лиц, платящих личный налог в размере, равном местной стоимости трех дней сельскохозяйственных работ.

305. Это занесение лиц в список, упомянутый в предыдущей статье, может производиться только в течение месяца мессидора каждого года.

306. Налоги в зависимости от их вида должны быть распределены между налогоплательщиками сообразно с их возможностями.

307. Исполнительная директория руководит и осуществляет надзор за получением и внесением налогов и отдает по этому поводу все необходимые распоряжения.

308. Подробные списки всех расходов, произведенных министрами, засвидетельствованные ими, публикуются в начале каждого года.

Это же относится ко всем поступлениям от различных налогов и государственных доходов.

309. Расходы и доходы различаются по своей природе; они выражают суммы, полученные и затраченные в течение года различными отраслями главной администрации.

310. Подлежат опубликованию также списки расходов, произведенных в отдельных департаментах и относящихся к расходам, произведенным трибуналами, администрациями для развития науки, на различные сооружения, на общественные учреждения.

311. Администрация департаментов и муниципалитеты не могут ни налагать никаких налогов сверх сумм, установленных Законодательным корпусом, ни налагать без его распоряжения никаких местных налогов на граждан департамента, коммуны и кантона.

312. Одному Законодательному корпусу принадлежит право изготавливать и выпускать все виды монет, устанавливая при этом их стоимость, вес и тип.

313. Директория следит за изготовлением монет и назначает должностных лиц, которым поручает производство непосредственных инспекций.

314. Законодательный корпус устанавливает налоги для колоний и определяет их торговые отношения с метрополией.

Национальное казначейство и счетоводство

315. В национальном казначействе имеется пять комиссаров, избираемых Советом старейшин на основе списка, включающего пятьсот кандидатур.

316. Их функции делятся до пяти лет; один из них переизбирается затем каждый год и может быть переизбран вновь немедленно и неограниченное число раз.

317. Комиссарам казначейства поручено осуществлять надзор за поступлением всех национальных средств;

распоряжаться движением фондов и платежами в связи с общественными затратами, по согласованию с Законодательным корпусом;

вести гласный учет затрат и получений от сборщиков прямых налогов каждого департамента, от всех национальных управлений по сбору косвенных налогов, от плательщиков, которые будут установлены департаментами;

поддерживать с вышеназванными сборщиками и плательщиками, управлениями по сбору косвенных налогов и администрациями необходимые сношения с целью обеспечения регулярного и точного поступления средств.

318. Они не могут требовать под страхом привлечения к ответственности за должностное преступление каких-либо выплат, кроме тех, которые:

1) декретированы Законодательным корпусом в пределах фондов, утвержденных им для каждого объекта;

2) утверждены решением директории;

3) скреплены подписью министра, распорядившегося о производстве затраты.

319. Они не могут также под страхом привлечения к ответственности за должностное преступление одобрить какую-либо выплату, если в распоряжении о производстве выплаты не указана дата как решения директории, так и декрета Законодательного корпуса, утвердивших выплату.

320. Сборщики прямых налогов каждого департамента, национальные управления по сбору косвенных налогов, плательщики в департаментах представляют в национальное казначейство соответствующие счета; казначейство выверяет их и сохраняет у себя.

321. Пять комиссаров национального счетоводства избираются Законодательным корпусом одновременно и на основе тех же правил, что и комиссары казначейства.

322. Общий учет расходов и доходов Республики основывается на специальных оправдательных документах, представленных комиссарами казначейства комиссарам счетоводства, которые выверяют эти счета и сохраняют их.

323. Комиссары счетоводства ставят Законодательный корпус в известность относительно злоупотреблений и растрат сумм и обо всех случаях, влекущих ответственность, которые становятся известными им в процессе их деятельности; они предлагают со своей стороны меры, соответствующие интересам Республики.

324. Итоги по счетам, рассмотренным комиссарами счетоводства, отпечатываются и обнародуются.

325. Комиссары национального казначейства и счетоводства не могут быть ни смещены, ни отстранены без указания Законодательного корпуса. Во время каникул Законодательного корпуса исполнительная директория может отстранить и временно заменить не более двух комиссаров национального казначейства, поставив в известность об этом оба совета Законодательного корпуса, как только они вновь начнут свои заседания.

Глава XII

Внешние отношения

326. Война может быть объявлена только декретом Законодательного корпуса на основе вносимого в необходимых случаях в предусмотренной законом форме предложения исполнительной директории.

327. Оба законодательных совета совместно принимают в форме ордонанса декрет, содержащий постановление об объявлении войны.

328. В случае проявления отдаленной или непосредственной враждебности или наличия угрозы или приготовления к войне против Республики, исполнительная директория обязана употребить всевозможные средства для защиты государства, причем на ней лежит обязанность немедленно поставить в известность об этом Законодательный корпус.

Он может постановить в этом случае об увеличении вооруженных сил и принять любые законодательные акты, которые будут необходимы.

329. Поддерживать внешнеполитические сношения может только одна директория, так же как и вести торговые переговоры, распоряжаться сухопутными и морскими вооруженными силами так, как она сочтет это необходимым, а также осуществлять общее руководство во время войны.

330. Она правомочна принимать предварительные постановления относительно перемирия, объявления нейтралитета, заключать секретные договоры.

331. Исполнительная директория приостанавливает действие, подписывает, распоряжается о подписании с иностранными державами всех союзных договоров, договоров о перемирии, о нейтралитете, торговых и других соглашений, которые она сочтет необходимыми для блага государства.

Эти переговоры и соглашения ведутся от имени Французской Республики дипломатическими агентами, назначаемыми исполнительной директорией и инструктируемыми ею.

332. В случае, если договор заключает в себе секретные статьи, положения этих статей не могут противоречить другим соответствующим статьям договора и не могут предусматривать передачу территории Республики.

333. Договоры вступают в законную силу только после рассмотрения и ратификации их Законодательным корпусом; тем не менее секретные статьи договоров могут вступать временно в силу с момента, когда они включены директорией в договор.

334. Оба законодательных совета не могут обсуждать вопросов войны и мира иначе, как в качестве генерального совета.

335. Иностранцы, как обосновавшиеся во Франции, так и не обосновавшиеся здесь, могут наследовать после своих иностранных или французских родственников; они могут заключать договоры, приобретать и получать имущество, находящееся во Франции, и распоряжаться им так же, как и французские граждане, всеми законными средствами.

Глава XIII

Пересмотр конституции

336. Если практика покажет непригодность некоторых статей конституции, Совет старейшин предложит пересмотреть их.

337. Предложение Совета старейшин является в этом случае подлежащим утверждению Советом пятисот.

338. Если в течение девяти лет предложение Совета старейшин будет одобрено Советом пятисот трижды, с промежутками В три года, то созывается съезд для пересмотра конституции.

339. На этот съезд от каждого департамента выбираются по два члена съезда, избранных в том же порядке, в котором избираются члены Законодательного корпуса, и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для избрания в Совет старейшин.

340. Совет старейшин отводит для съезда по пересмотру конституции место его заседаний, расположенное на расстоянии не менее двадцати мириаметров от места заседания Законодательного корпуса.

341. Съезд для пересмотра конституции может изменить место своего заседания, соблюдая расстояние, указанное в предыдущей статье.

342. Съезд для пересмотра конституции не осуществляет ни законодательных функций, ни функций управления; он ограничивается пересмотром только тех статей конституции, которые указаны ему Законодательным корпусом.

343. Все без исключения статьи конституции продолжают действовать до тех пор, пока изменения их, сделанные съездом для пересмотра конституции, не будут утверждены народом.

344. Члены съезда для пересмотра конституции заседают вместе.

345. Граждане, являющиеся членами Законодательного корпуса, не могут быть во время созыва съезда для пересмотра конституции избраны в состав этого съезда.

346. Съезд для пересмотра конституции направляет непосредственно на съезд выборщиков проекты внесенных им изменений.

Съезд считается распущенным с момента направления этих изменений.

347. Длительность заседаний съезда для пересмотра конституции ни в коем случае не может превышать трех месяцев.

348. Члены съезда для пересмотра конституции ни в коем случае не могут быть преследуемы, обвинены и судимы за то, что ими было сказано или написано в связи с исполнением ими их функций.

В течение исполнения ими своих функций они не могут быть отданы под суд, кроме случаев, когда об этом постановят сами члены съезда для пересмотра конституции.

349. Съезд для пересмотра конституции не принимает участия ни в каких публичных церемониях; членам съезда положено то же содержание, что и членам Законодательного корпуса.

350. Съезд для пересмотра конституции имеет право использовать или приказать использовать полицию в коммуне, где он заседает.

Глава XIV

Общие положения

351. Не имеется никакого другого неравенства между гражданами, кроме неравенства между общественными служащими и только в отношении исполнения их функций.

352. Законом не признаются никакие религиозные обеты, никакие обязанности, противоречащие естественным правам человека.

353. Никому не может быть воспрепятствовано высказывать, печатать и обнародовать свои мысли.

Написанное не может быть подвергнуто никакой цензуре перед его опубликованием.

354. Никому не может быть воспрепятствовано исповедование избранного им культа.

Никто не может быть заставлен оплачивать какой-либо культ. Республика не оплачивает никакого культа.

355. Не имеется ни привилегий, ни господства, ни ограничений свободы прессы, торговли и развития промышленности и всех видов искусств.

Всякий запретительный закон в этом духе, в случае его необходимости, может быть принят только временно и действовать только в течение года, прекращая свое действие, если он не будет возобновлен в установленном законом порядке.

356. Особое внимание закон обращает на профессии, имеющие касательство к общественной нравственности, безопасности, здоровью граждан, но нельзя ставить занятие этими профессиями в зависимость от денежных вознаграждений.

357. Закон должен заботиться о вознаграждении изобретателей или об обеспечении за ними права исключительной собственности на их изобретения и их продукцию.

358. Конституция гарантирует неприкосновенность всякой собственности или возмещение ее, равное пожертвованному, в случае установленной в законном порядке общественной необходимости.

359. Дом каждого человека является неприкосновенным убежищем: никто не может войти в него ночью, кроме как в случае пожара, наводнения или по требованию, исходящему из дома.

Законы конституционных властей могут быть осуществлены в нем в течение дня.

Никакое посещение дома не может иметь место, кроме случаев, предусмотренных в законе, по отношению к лицу или по вопросу, определенно указанному в акте, предписывающем посещение.

360. Запрещена организация корпораций и ассоциаций, противоречащих общественному порядку.

361. Никакое сообщество граждан не может рассматривать себя как общенародное общество.

362. Никакое отдельное сообщество, занимающееся политическими вопросами, не может ни устанавливать связь с другими сообществами, ни примыкать к ним, ни устраивать публичные заседания, состоящие из единомышленников и различных присутствующих, ни навязывать условия принятия и избрания, ни присваивать себе исполнительные права, ни заставлять своих членов носить какие-либо наружные знаки их сообщества.

363. Граждане могут осуществлять свои политические права только на съезде избирателей для избрания выборщиков или коммунальных съездов.

364. Все граждане могут свободно обращаться к публичным властям с петициями, но они должны быть индивидуальными. Никакое сообщество не’ может приносить их коллективно, если оно не является конституционной властью, и только по вопросам, находящимся в пределах предоставленных гражданам прав.

Податели петиций не должны забывать о надлежащем уважении конституционных властей.

365. Всякое вооруженное скопление народа является покушением на конституцию; оно должно быть немедленно рассеяно с помощью вооруженной силы.

366. Всякое невооруженное скопление народа также должно быть рассеяно – сначала приказом командующего, а в случае необходимости путем применения вооруженной силы.

367. Отдельные конституционные власти никогда не могут собираться для совместных заседаний; никакой акт, исходящий от этого собрания, не может быть приведен в действие.

368. Никто не может носить отличительные знаки, присвоенные в связи с исполнением функций, действие которых закончено, или в связи с предшествующей службой.

369. Члены Законодательного корпуса и все публичные служащие носят во время исполнения своих служебных функций присвоенную им одежду и знаки их власти: форма этой одежды определена законом.

370. Никто из граждан не может отказаться ни полностью, ни частично от содержания или жалованья, которые положены ему на основании закона, в связи с исполнением публичных функций.

371. В Республике установлено единообразие мер и весов.

372. Французское летосчисление устанавливается с 22 сентября 1792 г., дня установления Республики.

373. Французская нация заявляет, что ни в коем случае она не потерпит возвращения французов, покинувших их родину 15 июля 1 года, кроме случаев, предусмотренных исключениями, содержащимися в законах об эмигрантах; и нация запрещает Законодательному корпусу принятие новых исключений по этому вопросу.

Имущество эмигрантов безвозвратно переходит в собственность Республики.

374. Одновременно французская нация провозглашает в качестве гарантии народного доверия, что после законного приобретения национального имущества, независимо от его происхождения, законный приобретатель не может быть лишен его, за исключением случая предъявления третьим лицом к национальной казне требования о возмещении ущерба, если он имел место.

375. Никакая власть, установленная конституцией, не может изменить ее ни в целом, ни в части, за исключением пересмотра, который может быть произведен на основе положений, установленных главой XIII.

376. Граждане должны помнить, что от мудрости, проявленной ими при выборах съездов избирателей для избрания выборщиков и при выборах на съездах выборщиков, зависит длительность существования, сохранность и процветание Республики.

377. Французский народ свидетельствует настоящей конституцией свою верность Законодательному корпусу, исполнительной директории, администрации и судьям; свидетельствует верность отцов семей супругам и матерям, любовь молодых людей, мужество всех французов.


 

Выверено по изданию: Документы истории Великой французской революции. Т.1. Отв.ред. А.В.Адо. М.: Издательство Московского университета, 1990.

Category: Европа, Франция
Метки:

Last articles