Конституция Джибути (1992)

Принята 4 сентября 1992 года

РАЗДЕЛ I

О ГОСУДАРСТВЕ И СУВЕРЕНИТЕТЕ

Статья 1

Государство  Джибути  является суверенной единой и неделимой демократической республикой. Оно обеспечивает всем равенство перед законом, не зависимо от языка, происхождения, расы, пола и вероисповедания. В государстве уважаются все религии.

Девиз: «Единство. Равенство. Мир»

Его принцип – правительство народа через народ и для народа.

Официальные языки: арабский и французский.

Статья 2

Столица государства –  Джибути .

Эмблема республики – голубой, зелёный, белый флаг, с орнаментом в виде пятиконечной красной звезды.

Закон определяет гимн и печать Республики.

Статья 3

Республика  Джибути  состоит из всех лиц, которые признаются субъектами государства и наделяются обязанностями, не зависимо от языка, расы, пола и вероисповедания.

Национальный суверенитет принадлежит народу  Джибути , который его проводит через своих представителей или посредством референдума. Никакая часть народа, ни один индивидуум не может присвоить себе его осуществление.

Никто не может быть незаконно лишен членства в национальном сообществе.

Статья 4

Народная законность – основа и источник власти. Выражается всеобщим равным и тайным избирательным правом.

Исполнительная и законодательная власть избираются всеобщим голосованием или формируются из избранных на голосовании органов.

Статья 5

Все коренные джибутийцы обоих полов, достигшие совершеннолетия, обладают гражданскими и политическими правами, и являются избирателями в условиях, предусмотренных законом.

Статья 6

Политические партии содействуют выражению избирательного голоса.

Они образуются и осуществляют свою деятельность с соблюдением конституции, принципов национального суверенитета и демократии.

Им запрещено отождествлять себя с какой-либо расой, этнической группой, полом, религией, сектой, языком или регионом. Формальности, относящиеся к административной регистрации политических партий, осуществлению или прекращению их деятельности, определены законом.

Статья 7

Институтами Республики являются:

-Исполнительная Власть;

-Законодательная власть;

-Судебная власть.

Каждая из этих ветвей власти несёт полную ответственность за свои прерогативы и полномочия и исполняет свои обязанности таким образом, чтобы были обеспечены непрерывность и постоянное функционирование основных законов республики.

Статья 8

Основные законы Республики должны предоставлять возможность правильному и регулярному исполнению суверенитета народа и гарантировать полное распространение публичных прав и свобод.

Статья 9

Основные законы должны давать возможность Республике принимать участие в местных или международных организациях; соблюдая суверенитет, способствовать строительству мира и международного правосудия, а так же экономическому, культурному и социальному развитию народов.

РАЗДЕЛ II

О ПРВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЛИЦ LA PERSONNE HUMAINE

Статья 10

Человек – священен. Его уважение и защита являются обязанностями Государства. Все люди равны перед законом.

Любой человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность и неприкосновенность.

Любой человек может быть преследуем, арестован, обвинён или приговорён
только
на основании закона, изданном ранее совершенных действий, которые ему вменяются в вину.

Любой обвиняемый считается невиновным до того момента, пока его вина не будет установлена надлежащей судебной инстанцией.

На всех стадиях процесса гарантируется право на защиту, включая и право попросить присутствие адвоката на свой выбор.

Любое лицо, подвергающееся лишению свободы, имеет право попросить предоставить ему возможность быть осмотренным врачом на свой выбор.

Только ордер, выданный чиновником судебного ведомства, позволяет содержать под стражей в пенитенциарном учреждении.

Статья 11

Любой человек имеет право на свободу мысли, совести, вероисповедания, культа и взглядов, согласно порядку, установленному законом и правилами.

Статья 12

Настоящая конституция гарантирует право на собственность. На неё нельзя посягать, если только речь не идет о государственной необходимости, предусмотренной законом, при условии справедливой и предварительной компенсации.

Жилище – неприкосновенно. Домашние обыски могут проводиться только согласно порядку и условиям, которые предусмотрены законом. Меры, посягающие на неприкосновенность жилища или ограничивающие её, могут быть предприняты только чтобы предотвратить угрозу обществу или защитить лица от смертельной опасности.

Статья 13

Тайна корреспонденции и всех других средств связи – нерушима. Только с применением закона может быть ограничена данная нерушимость.

Статья 14

Все граждане Республики имеют право перемещаться и свободно поселяться на всей территории Республики. Только закон может ограничивать это право.

Только в случаях, предусмотренных законом, можно подвергнуться мерам безопасности.

Статья 15

Каждый имеет право свободно выражать и распространять своё мнение, взгляды как устной, так и письменной форме или при помощи изображения. Эти права лимитированы только нормами законов и, если не затрагивается честь других людей.

Все граждане имеют право свободно создавать ассоциации и синдикаты при условии, что будут соблюдены все формальности, предписанные законом и постановлениями.

Признаётся право на забастовку. Она должна проводиться в рамках законов, которые ее регулируют. Ни в коем случае не может быть ущемлена свобода труда.

Статья 16

Никто не может быть подвержен пыткам, бесчеловечным, жестоким действиям и обхождению, которые являются унизительными и оскорбительными для человеческого достоинства.

Любой гражданин, любое государственное должностное лицо, всякая государственная власть, кто признан виновным в подобных деяниях, по своей собственной инициативе или в процессе следствия, понесёт наказание в соответствии с законом.

Статья 17

 

Защита нации и территориальной неприкосновенности Республики – священный долг каждого гражданина  Джибути .

Статья 18

Любой иностранец, который, как правило, находится на территории государства, защищен законом, а также под защитой закона находится и его имущество.

Статья 19

Государство защищает права и законные интересы граждан  Джибути , которые находятся за границей.

Статья 20

Власть в Государстве осуществляют:

— Президент Республики и Правительство;

— Национальное собрание;

-Судебная власть.

РАЗДЕЛ III

О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ

Статья 21

Президент республики обеспечивает исполнительную власть, кроме того он является главой Правительства.

Статья 22

Президент Республики – глава Государства. Он является воплощением единства нации и обеспечивает континуитет государства. Президент – это гарант национальной безопасности, государственной независимости, территориальной неприкосновенности, соблюдения конституции, договоров и международных соглашений.

Статья 23

Президент Республики избирается на 6 лет путём всеобщего прямого голосования по мажоритарной избирательной системе в два тура. Он имеет право быть переизбранным только один раз.

Статья 24

Любой кандидат на пост Президента должен быть только джибутийцем, обладающим гражданскими и политическими правами, не моложе 40 лет.

Статья 26

Закон определяет требования к кандидатам и правила их выдвижения, условия проведения подсчёта голосов и оглашения результатов. Он предусматривает все надлежащие приготовления для проведения свободных и правомерных выборов.

Статья 27

Президентом Республики является тот, за кого проголосовало абсолютное большинство избирателей. Если это не достигается первым туром голосования, то в пятнадцатидневный срок назначается второй тур. Второй тур доступен только двум кандидатам, набравшим большее количество голосов.

Если один из двух кандидатов снимает свою кандидатуру, голосование остается открытым для кандидата, который идет следующим в списке по количеству набранных голосов.

Если за семь дней до конечной даты выдвижения кандидатов, один из кандидатов, который менее чем за 30 дней публично объявил о своём решении баллотироваться на пост Президента, умирает или оказывается не допущенным, то Конституционный совет может принять решение о перенесения выборов.

Если перед первым туром один из кандидатов умирает или оказывается недопущенным, Конституционный совет выносит решение о перенесении выборов.

В случае смерти или ареста одного из двух кандидатов, лидирующих на первом туре, перед вероятным аннулированием или при наличии одного из оставшихся кандидатов, вследствие данного аннулирования, Конституционный совет примет решение о возобновлении всей процедуры выборов.

Указ, принятый Советом Министров, официально объявляет о проведении выборов.

Конституционный совет контролирует правильность процедуры, выносить решения по жалобам, объявляет результаты выборов.

Статья 28

Если Президент Республики, в силу обстоятельств, временно приостанавливает выполнение своих обязанностей, то функции Президента временно исполняет Премьер-министр.

Статья 29

В случае вакантного места на должность Президента по какой-либо причине или бесповоротных препятствий, засвидетельствованных Конституционным судом, по предложению Премьер-министра или председателя Национального собрания, временное исполнение обязанностей президента возложено на председателя Верховного суда, который не может быть кандидатом на пост Президента в течение всего периода замещения.

В период временного исполнения обязанностей Президента Правительство не может быть ни распущено, ни реорганизовано. Так же не могут быть распущены или изменены никакие институты республики.

Новые выборы имеют место минимум в тридцатидневный и максимум сорокапятидневный срок с момента констатации вакантного места на должность Президента или бесповоротности препятствий.

Статья 30

Президент Республики определяет и проводит политику нации. Он наделён распорядительной властью.

Статья 31

Президент Республики может направлять обращения к народу.

Статья 32

Президент Республики – главнокомандующий армией. Он назначает лиц высшего командования и
начальников отдельных воинских частей.

Он жалует ордена Республики.

Он обладает правом помилования.

Статья 33

Президент Республики, проконсультировавшись с Председателем Национального собрания и Президентом Конституционного совета, может выносить на референдум любой законопроект.

Правительство обязано помогать и советовать Президенту Республики при исполнении его служебных обязанностей.

Президент Республики назначает Премьер-министра, а уже по предложению Премьер-министра назначает других членов Правительства. Он определяет и прекращает их полномочия.

Члены Правительства несут ответственность перед Президентом Республики.

 

Статья 34

Президент Республики в пятнадцатидневный срок ратифицирует Законы, принятые Национальным собранием, начиная с момента их подачи, если он не высказывается за второе чтение в вышеупомянутом Национальном собрании.

Статья 35

Президент Республики обращается в Конституционный суд, если полагает, что Закон противоречит Действующей Конституции.

Статья 36

Президент Республики следит за исполнением судебных решений.

Статья 37

Президент Республики заключает и утверждает Международные договора и соглашения, который поданы на ратификацию Национальным собранием.

Ратифицированные Договора и Соглашения с момента их опубликования приобретают высшую над Законами власть при условии их соблюдении второй стороной и их соответствия положениям законодательства, касающегося Соглашений.

Не нарушая предыдущий параграф, ратификация или утверждение международного обязательства, в котором содержится пункт, противоречащий соответствующим положениям Конституции, может быть заключен только после его пересмотра.

Статья 38

Президент Республики назначает и уполномочивает дипломатических и чрезвычайных представителей в Иностранные Державы. Послы и чрезвычайные представители Иностранных Держав аккредитованы ним.

Статья 39

Закон определяет льготы, предоставляемые Президенту Республики, и определяет порядок предоставления пенсий бывшим Президентам.

Статья 40

В случае, если институты Республики, независимость Нации, территориальная неприкосновенность или выполнение международных обязательств оказались под серьёзной и непосредственной угрозой, если было приостановлено функционирование органов государственной власти, то Президент Республики может, с согласия Председателя Национального собрания и Президента Конституционного совета, а также обратившись с посланием к народу, предпринять любые меры, направленные на восстановление ровного функционирования органов государственной власти и обеспечения защиты Нации, за исключением пересмотра конституции.

Национальное собрание собирается на обязательную сессию.

В пятнадцатидневный срок после промульгации на ратификацию Национальному собранию передаются меры законодательного характера, введённые в силу Президентом. Эти меры становятся недействительными, если законопроект по ратификации не был предоставлен Президиуму Национального собрания в вышеуказанный срок. Если Национальное собрание отклонило ратификацию, то она не имеет обратной силы.

РАЗДЕЛ IV

О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Статья 41

Правительство, полноправными членами которого являются Премьер-министр и Министры, помогает Президенту Республики в исполнении его служебных обязанностей.

На Правительство возложена обязанность содействовать и консультировать Президенту Республики при исполнении его служебных обязанностей.

Президент Республики назначает Премьер-министра, по предложению Премьер-министра он назначает других членов Правительства. Президент назначает на должности и освобождает от занимаемой должности.

Члены Правительства несут ответственность перед Президентом Республики.

РАЗДЕЛ V

О НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ

 

Статья 45

Парламент состоит из одной палаты или Национального собрания, члены которого называются депутатами.

Статья 46

Депутаты в Национальное собрание избираются сроком на пять лет на всеобщем прямом и тайном голосовании. Они могут переизбираться.

Все граждане  Джибути  не моложе двадцати трех лет, обладающими гражданскими и политическими правами могут иметь право быть избранными.

Статья 47

В Национальное собрание не могут избираться при исполнении своих обязанностей:

— Президент Республики;

— представители центральной власти в департаменте, главы округов и их заместители, главы городских районов  Джибути  (столицы);

— генеральные секретари Правительства и министры;

— магистраты;

— государственные контролеры, инспекторы труда и образования;

— представители вооруженных сил и государственной службы безопасности;

— комиссары и инспектора государственной полиции.

Статья 48

Органический закон определяет количество депутатов, их оклад, условия избираемости, порядок
невозможность быть избранным и невозможности совмещать определённые виды деятельности, правила голосования, условия, при которых следует организовывать новые выборы в случае вакантных мест на пост депутатов.

В случае спорных ситуаций Конституционный суд выносит решение о регулярности выборов депутатов и об их праве быть избранными.

Статья 49

Каждый депутат – это представитель народа. Любой императивный мандат является недействительным. Органический закон может позволить в виде исключения
делегирование права голоса. В этом случае никто не может получить делегирование права голоса больше чем на один мандат.

Статья 50

Национальное собрание состоит из представителей национального сообщества.

Статья 51

Члены Национального собрания имеют парламентскую неприкосновенность.

Ни один депутат не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду во время исполнения своих служебных обязанностей.

Во время сессий депутаты могут подвергаться уголовному преследованию или аресту, нести исправительное наказание, только с разрешения Национального собрания, кроме случаев обнаружения в момент совершения преступления.

Вне работы сессий депутат может быть арестован только согласно санкциям президиума собрания, кроме случаев обнаружения в момент совершения преступления, разрешенных процессуальных действий, направленных против этого депутата или обвинительного приговора, вступившего в законную силу

Задержание или преследование депутата приостанавливается, если этого требует Национальное собрание.

Статья 52

Национальное собрание полноправно собирается на две очередных сессии. Первое очередное заседание открывается между 15 марта и 15 апреля, второе начинает работу в ноябре.

Длительность каждой очередной сессии составляет два месяца. Президиум Национального собрания может, тем не менее, принять решение о продлении сессии не больше чем на пятнадцать дней, чтобы позволить изучить законопроекты, выдвинутые парламентом, к рассмотрению которых не смогли бы приступить во время очередной сессии.

Закон о государственном бюджете принимается на второй очередной сессии, так называемой бюджетной.

Статья 53

Национальное собрание может собираться на внеочередные сессии по просьбе Президента Республики, Председателя Национального собрания или абсолютного большинства депутатов согласно определённой повестке дня.

Длительность внеочередной сессии не может превышать пятнадцати дней. Как только повестка дня исчерпана, Национальное собрание считается закрытым.

Статья 54

Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры.

Статья 55

Национальное собрание устанавливает свой внутренний регламент. Внутренний регламент определяет:

— состав, правила функционирования президиума собрания, а также полномочия и прерогативы председателя;

— численность, способ назначения, состав, роль и компетенцию, как своей постоянной комиссии, так и специальных и временных комиссий;

— создание парламентской комиссии по расследованию в рамках контроля правительственной деятельности;

— процедуру интерпелляции Правительства;

— порядок дисциплины депутатов;

— организацию административных отделов, подотчетных председателю Национального собрания и его помощнику генеральному секретарю, который управляет делами;

— различные порядки голосования за исключением тех, что прямо предусмотрены настоящей конституцией;

— по большей части все правила, относящиеся к работе Национального собрания в рамках ее компетенции, предусмотренной конституцией.

РАЗДЕЛ V

ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ

Статья 56

Законодательная власть принадлежит Национальному собранию. Лишь оно голосует за законы простым большинством с учетом положений статьи 67.

Статья 57

Закон определяет вопросы, связанные с:

— организацией органов государственной власти;

— разделением компетенции между Государством и местными публичными формированиями, а также созданием офисов государственных учреждений, компаний и предприятий;

— пользованием и осуществлением гражданских и политических прав, национальностью, государством, безопасностью лиц, созданием семьи, порядком права собственности и наследования, обязательственных прав;

— с фундаментальными гарантиями, которые предоставляются гражданам для осуществления публичных свобод и с обязанностями, которые диктует национальная оборона;

— с избирательной системой;

— с фундаментальными гарантиями, которые предоставляются гражданским должностным лицам и военнослужащим;

— с определением преступлений и правонарушений, а также с наложением наказаний, с амнистией, организацией судебной системы, статусом магистратов, нотариусов, юридических и судебных должностей, с организацией режима отбывания наказания в виде лишения свободы;

— с основными принципами образования;

— с фундаментальными принципами трудового права, права профессиональных союзов и социального обеспечения;

— с основанием для расчёта налогов, процентными ставками, с условиями взимания разного рода налогов, с порядком выпуска денег, кредитов банков и страховых компаний.

Статья 58

Вопросы, не водящие в список, но относящиеся к сфере действия закона на основании данной конституции, относятся к компетенции распорядительной власти.

Тексты законодательного характера, включённые в эти дела, могут быть изменены согласно постановлению, если Конституционный совет по просьбе Президента Республики заявляет о том, что они имеют нормативный характер в соответствии с предыдущим абзацем.

Статья 59

Законодательная инициатива принадлежит одновременно Президенту Республики и членам Национального собрания.

Президент Республики и депутаты имеют право внесения поправок в проекты нормативных актов.

Статья 60

Предложения, проекты и поправки, которые не относятся к сфере действия закона, не подлежат принятию. После обсуждения на президиуме собрания Председатель Национального собрания объявляет решение об отказе принятия.

В случае оспаривания именно Конституционный совет, в который обращаются Председатель Национального собрания или Президент Республики, в двадцатидневный срок должен вынести свое решение.

 

Статья 61

Правительство периодически представляет отчет Национальному собранию по своим действиям и управлению.

Чтобы осуществлять свое право на получение информации и контролирование, Национальное собрание располагает следующими средствами:

  1. Письменный или устный запрос;
  2. Парламентские комиссии
    по расследованию;
  3. Интерпелляция Правительства;
  4. Ежегодные обсуждения состояния нации.

Одно из пятнадцати заседаний выделено в первую очередь вопросам депутатов, предназначенных Правительству.

Процедура интерпелляции Правительства либо одного или нескольких министров может состояться только по инициативе не менее шести депутатов, и является предметом особого заседания, дату которого назначает Президиум собрания. За дискуссией может последовать голосование Собрания по поводу решения, предложенного инициаторами процедуры интерпелляции.

В начале каждого заседания Премьер-министр предоставляет Собранию доклад о ситуации в стране, о достижениях Правительства и об основных направлениях политики Правительства. За его выступлением следует обсуждение.

Внутренний регламент Национального собрания уточняет условия осуществления всех этих различных процедур.

Статья 62

Национальное собрание, созванное специально, имеет право давать распоряжение об объявлении войны. Президент Республики официально информирует народ о принятом решении.

Совет Министров издает указ о введении в стране чрезвычайного положения.

Продление чрезвычайного положения более чем на пятнадцать дней не может быть позволено без предварительного согласия Национального собрания.

Статья 63

Мирные договора, торговые соглашения, соглашения, относящиеся к международным организациям, договора по финансовым вложениям Государства, и те, которые касаются гражданского состояния лиц, содержат передачу, обмен или присоединение территорий могут ратифицироваться и утверждаться только на основании закона.

Ратификация или утверждение международных обязательств, которые содержат положение, противоречащее нормам данной конституции, может быть произведено только после пересмотра последней.

Никакая передача, никакое присоединение территорий не имеет законной силы, без согласия народа, который высказывает свое мнение посредством референдума.

 

Статья 64

Президент Республики может обратиться или может направить послание
Национальному собранию с просьбой выслушать его. Эти сообщения не могут быть поводом никакого обсуждения в его присутствии.

Статья 65

Члены Правительства имеют доступ к заседаниям Национального собрания. По запросу одного из депутатов, комиссии или их собственному Национальное собрание может заслушать их выступление.

Статья 66

Законы о бюджете определяют государственные доходы и расходы.

Закон об исполнении бюджета контролирует исполнение законов о государственном бюджете при условии окончательной выверки государственных счетов Счетной палатой Верховного суда.

Закон о финансировании определённой программы в течение ряда лет устанавливает задачи по экономической и социальной деятельности Государства.

Статья 67

Законы, которым конституция предоставляет характер основных, принимаются только абсолютным большинством членов Национального собрания и могут быть изданы только после того, как Конституционный совет подтвердит их соответствия конституции.

Статья 68

Порядок дня Собрания устанавливается на совещании председателей: Председателя Собрания, вице-председателей президиума собрания, председателей комиссий и основных докладчиков финансовых комитетов.

При работе этого совещания присутствует представитель Правительства.

В порядок дня Собрания могут включаться только законы, находящиеся в ее компетенции согласно статье 57.

Порядок дня содержит в первую очередь и в порядке, который установлен Правительством, обсуждение законопроектов (внесённых правительством) и законопроектов,
внесённых членами парламента. Порядок дня не может быть изменён.

Требование правительства о применении срочного порядка рассмотрения законопроекта является законным.

Статья 69

Если законопроекты,
внесённые членами парламента, или поправки к конституции, приводят к уменьшению людских ресурсов, ухудшению ситуации с государственными постами, не уменьшая в полагающемся размере других расходов и не создавая новых поступлений такой же важности, то они не подлежат принятию.

Статья 70

Закон о государственном бюджете определяет доходы и расходы Государства.

Проект закона о годовом бюджете (бюджет Государства) представляют на рассмотрение Национальному собранию с момента начала работы очередной сессии, предшествующей бюджетный период, и в любом случае до 15 ноября. Проект закона о годовом бюджете должен предусмотреть поступления, необходимые для полного покрытия расходов.

За проект закона о годовом бюджете должны проголосовать в первом чтении не позднее тридцати пяти дневного срока с момента его внесения. В случае отклонения или внесения поправок может быть запрошено второе чтение.

Если бюджет не принят до первого января, то Президент Республики имеет право продлить бюджет предыдущего года, как временный месячный бюджет.

РАЗДЕЛ VII

О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Статья 71

Судебная власть не зависит от Законодательной исполнительной власти. Судебная власть осуществляется Верховным судом и другими судами и трибуналами. Она заботится о соблюдении прав и свобод, определённых настоящей конституцией.

Статья 72

Судья подчиняется только закону. В рамках своей деятельности он является защищенным от любого проявления давления, способного подавить его свободную волю.

Статья 73

Президент Республики является гарантом независимости магистратуры. Высший совет магистратуры, который он возглавляет, его консультирует.

Высший совет магистратуры наблюдает за управлением служебной карьеры магистратов и высказывает свое мнение по вопросам, касающимся независимости магистратуры.

Органический закон определяет состав, деятельность и полномочия Высшего совета магистратуры, а также статус магистратуры согласно основных положений настоящей конституции.

Статья 74

Никто не может быть задержан незаконно. Судебная власть, хранитель свободы личности, обеспечивает уважение этого принципа в рамках, предусмотренных законом.

РАЗДЕЛ VIII

О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ

Статья 75

Конституционный совет следит за соблюдением основных положений конституции. Он контролирует конституционность законов. Он гарантирует основные права человека и публичные свободы.

Он является органом, регулирующим функционирование институтов и деятельность органов государственной власти.

Статья 76

Конституционный совет состоит из шести членов, длительность мандата которых составляет восемь лет без права переизбрания. Они назначаются следующим образом:

— двух назначает Президент Республики;

— двух назначает Председатель Национального собрания;

— двух назначает Высший совет магистратуры.

Он обновляется наполовину каждые четыре года.

Председатель Конституционного совета назначается из его членов Президентом Республики. Он имеет голос, создающий перевес в случае равного раздела голосов при голосовании.

Бывшие Президенты Республики являются обязательными членами Конституционного совета.

Члены Конституционного совета также как и члены Национального собрания пользуются иммунитетом.

Членами Конституционного совета должны быть граждане не моложе тридцати пяти лет. Они выбираются главным образом из числа опытных юристов.

Статья 77

Конституционный совет следит за регулярностью проведения всех выборов и референдумов, а также объявляет их результаты. Он рассматривает жалобы и выносит по ним решение.

Любой кандидат и любая политическая партия имеют право обратиться в Конституционный совет и оспорить законность выборов.

Статья 78

Органические законы перед их промульгацией, внутренний регламент Национального собрания, перед его введением в действие, должны быть предоставлены на рассмотрение Конституционному суду, который высказывается по поводу их соответствия конституции.

Статья 79

В таких же целях Президент Республики, председатель Национального собрания или десять депутатов перед тем, как утверждать законы, могут передать их на рассмотрение Конституционному суду.

Обращение Президента Республики в Конституционный совет должно пройти в шестидневный срок после того, как ему передали окончательно принятый закон; Обращение Председателя Национального собрания или депутатов в Конституционный совет должно пройти в шестидневный срок после окончательного принятия закона.

По случаям, предусмотренным в двух предыдущих абзацах, Конституционный совет должен вынести свое решение в одномесячный срок. Однако по просьбе Президента Республики, если речь идет о срочности рассмотрения этого вопроса, то срок сокращается до восьми дней. В тех же самых случаях обращение в Конституционный совет приостанавливает ратификацию закона.

Положения, признанные неконституционными, не могут быть ни ратифицированы, ни введены в действие.

Статья 80

Положения закона, которые касаются основных прав, признанных, согласно конституции, за любым человеком, могут быть переданы на рассмотрение в Конституционный совет в порядке возражения против иска в ходе рассмотрения дела судебным органом.

Возражение о неконституционности может быть поднято в любом судебном органе любой стороной процесса.

Судебный орган, в который обратились, должен отсрочить вынесение решения и передать дело в Верховный суд. Верховный суд располагает сроком в один месяц, чтобы отклонить возражение, если оно необоснованно серьезными доводами или в противном случае отослать дело в Конституционный совет, который должен вынести решение в одномесячный срок.

Положения, расцениваемые неконституционными на основании данной статьи, прекращают быть применяемыми и не могут больше применяться на судебных процессах.

Статья 81

Решения Конституционного совета имеют силу судебного постановления. Они не поддаются никакому обжалованию.

Они налагаются на органы государственной власти, на все органы управления и судебные органы, а также на всех физических и юридических лиц.

Статья 82

Органический закон определяет порядок организации и функционирования Конституционного совета и порядок судопроизводства. Этот органический закон устанавливает так же порядок осуществления статьи 80.

РАЗДЕЛ IX

О ВЫСШЕМ СУДЕ

Статья 83

Органический закон учреждает Высший суд.

Высший суд состоит из членов, назначаемых Национальным собранием, при каждом общем переизбрании. Председатель суда избирается из его членов.

Органический закон определяет его состав, порядок функционирования и порядок судопроизводства.

 

Статья 84

Высший суд правомочен судить Президента Республики, министров, обвинённых Национальным собранием.

Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей только в случае государственной измены. Члены Правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей и квалифицируемые как преступления или правонарушения в момент их совершения.

Предание суду присяжных принимается открытым голосованием большинством в две трети всего количества депутатов Национального собрания.

Высший суд принимает на себя обязательство определять состав преступлений и правонарушений, а так же наказаний, на основании действующего уголовного закона во время действий, включающих привлечение к ответственности.

РАЗДЕЛ X

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Статья 85

Административно-территориальные образования созданы и руководимы в условиях, предусмотренных конституцией.

Избранные советы управляют данными образованиями в условиях, предусмотренных конституцией.

Статья 86

На территории образований представитель Правительства несет ответственность за национальные интересы, административный контроль и соблюдение закона.

РАЗДЕЛ XI

О ВНЕСЕНИИ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ

Статья 87

Инициатива о внесении поправок в конституцию принадлежит одновременно Президенту Республики и депутатам.

Для того, чтобы начать обсуждение о пересмотре законопроекта, как минимум одна третья часть от всех членов Национального собрания должна поставить свои подпись.

За изменения законопроекта, внесённые правительством или членом парламента, должно проголосовать большинство депутатов Национального собрания, и он может вступить в силу только после того, как на референдуме за него проголосует простое большинство от поданных голосов.

Однако, согласно решению Президента Республики, процедуры референдума можно избежать; в этом случае изменения законопроекта, внесённые правительством или членом парламента принимаются только, если они собрали большинство в две трети всех депутатов Национального собрания.

Статья 88

Никакая процедура пересмотра не может быть начата, если она ставит под угрозу существование Государства или посягает на территориальную неприкосновенность, республиканскую форму правления или на плюралистический характер джибутийской демократии.

 

РАЗДЕЛ XII

О ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Статья 89

Настоящая конституция будет поставлена на голосование. Она будет зарегистрирована и опубликована на французском и арабском языках в официальной газете Республики Джибути, текст на французском имеет силу.

Статья 90

Настоящая конституция вступит в силу и будет приведена в исполнение как конституция Республики в тридцатидневный срок после ее утверждения на референдуме.

Внедрение институтов, предусмотренных данной конституцией, начнется не позднее двух месяцев со дня её утверждения и закончится не позднее восьми месяцев со дня её утверждения.

Статья 91

Постановления, необходимые для применения настоящей конституции, будут показаны в законах, вотированных Национальным собранием.

Статья 92

Действующее законодательство остается действительным, если только оно не противоречит настоящей конституции или не отменяется в силу прямого указания нового нормативного акта.

Статья 93

Органы власти, установленные в Республике Джибути, продолжат исполнять свои служебные обязанности, а настоящие институты функционировать до тех пор, пока не будут созданы новые.

Category: Африка, Джибути
Метки:

Last articles