Конституционное право Болгарии

Болгария расположена в восточной части Балканского полуострова. Ее территория составляет 111 тыс. кв.км. Население Болгарии – 8 млн. человек (по данным 1996 г.); 85% из них болгары. Столица государства – г. София. Официальный язык – болгарский. Традиционная религия – восточно-православное вероисповедание.
Судьба болгарского народа драматична. Болгарское государство было создано в 681 г. Его существование, однако, прерывалось два раза на длительное время. Так, первое болгарское государство существовало с 681 г. по 1018 г. Второе болгарское государство существовало с 1186 г. по 1397 г. Третье существует с 1878 г. по настоящее время.
Между первым и вторым болгарским государством, т.е. 168 лет, Болгария находилась под владычеством Византии. Между вторым и третьим государствами, т.е. пять веков, болгарский народ находился под турецким игом.
Освобождение Болгарии от турецкого ига произошло в результате разгрома полчищ Османской империи на Балканах в 1878 г. русской армией, унесшего десятки тысяч жизней сынов России. Таким образом, было положено начало третьему болгарскому государству и его конституционной истории.
За истекшие с тех пор 120 лет в Болгарии действовало четыре конституции: Конституция Болгарского царства 1879 г., так называемая Тырновская конституция*(1); Конституция Народной Республики Болгария 1947 г.; Конституция Народной Республики Болгария 1971 г.; Конституция Республики Болгария 1991 г.
Тырновская конституция устанавливала монархическую форму правления с народным представительством. Она наделяла царя огромными полномочиями. Царь являлся верховным представителем и главой государства. Его особа считалась священной и неприкосновенной. Он обладал правом законодательной инициативы. Согласно Конституции ни один закон, не утвержденный и не опубликованный царем, не становился законом. Исполнительная власть принадлежала царю. Судебная власть действовала от имени царя. Царь обладал правом помилования по уголовным делам, он представлял государство во всех сношениях с иностранными державами, от его имени правительство заключало все договоры с иностранными державами. Право ратифицировать международные договоры также принадлежало царю. Обращают на себя внимание следующие полномочия царя: только он мог созывать Народное собрание на сессии и распустить Народное собрание по собственному усмотрению в любое время.
Царь и наследник престола освобождались от всяких налогов, государственных сборов и повинностей.
Интересно, что наряду с существованием такой сильной монархической власти Тырновская конституция содержала ряд предписаний, которые дают основания считать ее одной из либеральных монархических конституций того времени.
Прежде всего речь идет о предписаниях, которые закрепляют новый общественный строй на болгарской земле, а именно: буржуазный строй, и которые создают гарантии, препятствующие возврату к феодальному общественному строю, существовавшему в период турецкого владычества. Так, Конституция провозглашала: права собственности неприкосновенны; все болгарские граждане равны перед законом; разделение на сословия в Болгарии не существует, не существуют также титулы благородства и другие отличия; никто в Болгарском царстве не может ни покупать, ни продавать человеческое существо; всякий раб, какого бы пола, какой бы веры и народности он ни был, становился свободным, вступив на болгарскую территорию.
Тырновская конституция содержала также ряд предписаний, которые вызывали недовольство болгарских царей. Это были прежде всего предписания, устанавливающие следующие полномочия Народного собрания: Народное собрание определяло материальное содержание царя и его двора; государственное имущество не могло предоставляться в частное пользование ни царю, ни членам его семьи; Народному собранию принадлежала законодательная инициатива; ни один закон не мог быть издан, дополнен, изменен или отменен, если он не был предварительно обсужден и принят Народным cобранием, которому принадлежало также право давать толкование истинного смысла закона; издаваемые царем постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу наравне с законом, в случае, когда государству угрожала какая-либо внешняя или внутренняя опасность, а Народное собрание не могло быть созвано, подлежали одобрению Народным собранием на первой его сессии после издания этих актов; закон о государственном бюджете принимало Народное собрание; налоги и государственные сборы устанавливались всегда лишь с согласия Народного собрания; ни один заем не мог быть заключен без согласия Народного собрания; только Народное собрание имело право решать, были ли соблюдены все предусмотренные Конституцией условия при издании того или иного закона.
Кроме того, царь ненавидел и те предписания Тырновской конституции, согласно которым болгарским гражданам предоставлялись свобода слова, право создавать союзы и собираться без всякого предварительного разрешения. Царь не только грубо нарушал Конституцию, но самовольно приостанавливал ее действие.
В 1935 г. в Болгарии была установлена монархо-фашистская диктатура.
9 сентября 1944 г. в результате вооруженного восстания болгарского народа и при решающей помощи Красной Армии монархо-фашистская диктатура в Болгарии была свергнута. Власть перешла в руки народа.
8 сентября 1946 г. был проведен референдум по вопросу о форме правления в Болгарии. Граждане должны были проголосовать «за народную республику» или «за монархию». Подавляющее большинство избирателей (92,7%) проголосовало за ликвидацию монархии. 15 сентября 1946 г. Болгария была провозглашена Народной республикой.
4 декабря 1947 г. Великое народное собрание приняло Конституцию Народной Республики Болгария.
Конституция 1947 г. закрепляла всевластие болгарского народа. Вся власть в Народной Республике Болгария, говорилось в ней, исходит от народа и принадлежит народу. Конституция предусматривала многочисленные и серьезные гарантии, обеспечивающие действительную власть народа в государстве. Так, функция государственной власти, т.е. выражение воли народа и придание ей общеобязательного характера путем принятия соответствующих правовых актов, осуществлялась через свободно избранные представительные органы и посредством опроса населения. Все представительные органы избирались гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на сравнительно короткий срок – Народное собрание сроком на четыре года, местные народные советы – сроком на три года.
Представители народа во всех представительных органах были ответственны перед избирателями. Депутаты могли быть отозваны и до истечения срока, на который они избраны.
Народное собрание выбирало и освобождало от обязанностей правительство и отдельных его членов. Правительство отвечало за свою деятельность и отчитывалось перед Народным собранием.
Члены правительства несли уголовную ответственность за нарушение Конституции и законов, а также за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Они отвечали в гражданском порядке за ущерб, нанесенный ими государству и гражданам своими противозаконными действиями.
Народное собрание также избирало Верховный суд Народной Республики, который осуществлял высший судебный надзор над судами всех видов. Суды были независимы и при вынесении постановлений подчинялись только закону. Конституция предусматривала участие в судопроизводстве судебных заседателей.
Органам управления, функция которых состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение актов, принимаемых непосредственно народом или его представительными органами, а также органам суда, функция которых состоит в осуществлении правосудия, т.е. в применении закона к конкретным случаям, Конституция 1947 г. предоставляла полномочия в строгом соответствии с их функцией в государственном механизме. Таким образом, разграничение полномочий между отдельными видами государственных органов («разделение властей») в Конституции 1947 г. обеспечивало подчинение деятельности органов управления и суда закону и, таким образом, обеспечивало власть народа в государстве.
Очень важные гарантии, обеспечивающие власть народа, содержались в гл. 2 Конституции, посвященной общественно-экономическому устройству. Так, Конституция устанавливала, во-первых, что главная опора государства в развитии народного хозяйства является всенародной собственностью; во-вторых, что все рудные и другие природные богатства, содержащиеся в недрах земли, а также леса, воды, в т.ч. минеральные и лечебные, естественные источники энергии, железнодорожный и воздушный транспорт, почта, телеграф и радио являются всенародной собственностью; в-третьих, что частные монопольные соглашения и объединения, как, например, картели, тресты и концерны, запрещаются.
Кроме того, Конституция содержала юридические основания для ограничения земельной частной собственности. Помимо этого, Конституция предусматривала поощрение и поддержку трудовых кооперативных земледельческих хозяйств, которые к тому же пользовались особым покровительством государства. Конституция также предусматривала национализацию (полностью или частично) некоторых отраслей или отдельных предприятий промышленности, торговли, транспорта и кредита.
Конституция гарантировала гражданам свободу и неприкосновенность личности, свободу печати, слова, собраний, митингов и демонстраций.
Болгарские граждане также имели право создавать общества, союзы и организации, если они не направлены против установленного конституционного строя.
Помимо этого, граждане имели право на просьбы, жалобы и петиции. Каждый гражданин Народной Республики Болгария мог потребовать отдачи под суд должностных лиц за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей. Гражданам предоставлялось также право на возмещение со стороны должностных лиц ущерба, причиненного им в связи с незаконным или неправильным выполнением служебных обязанностей.
Конституция Болгарии 1971 г., хотя в ней было много красивых слов о социализме и власти народа, закрепила власть бюрократии. Эта власть была сосредоточена в руках Государственного совета, председателем которого был Т.Живков.
Государственный совет был поставлен над всеми органами государства. Для этого использовался и ряд антиконституционных актов. Так, законодательная деятельность Народного собрания была подчинена Государственному совету путем установления правила в Законе о нормативных актах (1973 г.), в силу которого ни один субъект права законодательной инициативы (кроме депутатов и постоянных комиссий Народного собрания) не мог вносить законопроекты на рассмотрение Народного собрания, если эти законопроекты не были включены в план законопроектных работ, который утверждался Государственным советом.
С целью подчинения законодательной деятельности Народного собрания Государственному совету было проведено еще одно мероприятие. Народное собрание было лишено права самостоятельно определять свою повестку дня. Оно было обязано включать в нее все те законопроекты, которые значились в плане законопроектных работ, утвержденном Государственным советом.
Другой пример. В Конституции 1971 г. содержатся многочисленные предписания, подчиняющие по существу полностью деятельность Совета Министров и всех органов управления Государственному совету.
Нельзя не сказать еще об одном факте. Для подчинения Государственному совету органов правосудия был использован другой способ.
В силу Закона от 11 ноября 1982 г. об изменении и дополнении Закона о судоустройстве все судьи в Болгарии (кроме судей Верховного суда), а именно – судьи районных и окружных судов, раньше избиравшиеся непосредственно избирателями, а также судьи военных судов, раньше избиравшиеся и освобождавшиеся от должности Государственным советом, должны были избираться и освобождаться от должности Народным собранием, а в период между сессиями Народного собрания – Государственным советом. Так как для решений, принятых Государственным советом по этим вопросам, не требовалось последующего утверждения Народным собранием, то из этого следовало, что судьи районных, окружных и военных судов при коротких сессиях Народного собрания в то время практически избирались и освобождались от должности Государственным советом.
Другим примером узурпации власти народа бюрократией может служить и такой яркий факт. За период с 1958 г. по 1978 г. в Болгарии были проведены две «реорганизации» системы народных советов, которые привели к такому сокращению числа народных советов, что, по существу, явилось ликвидацией системы советов. Так, в 1958-1959 гг. из 1 828 общинных народных советов было упразднено 959, т.е. осталось 869 общинных советов. В декабре 1978 г. было упразднено еще 578 общинных советов. После этих двух «реформ» в Болгарии остался всего 291 общинный народный совет.
В тех населенных пунктах, где были упразднены общинные народные советы, и в населенных пунктах с населением больше чем 100 человек, где до «реорганизации» были уполномоченные соответствующих общинных народных советов, был создан новый вид местных государственных органов, а именно – кметства, являющиеся органами управления, во главе которых стояли кметы (старосты). Таких органов в Болгарии в то время было около 4 000.
Бюрократия грубо нарушала конституционные права граждан. Для нее Конституция была пустой бумажкой. Так, Конституция 1971 г. запрещала самым категорическим образом всякое ограничение прав граждан на основании их национальной принадлежности. Не обращая внимания, однако, на Конституцию, в середине 80-х гг. властями была проведена акция, преследующая цель насильственно ассимилировать мусульманское население страны. Эта репрессивная шовинистическая акция относилась примерно к 1 млн. болгарских граждан.
В конце 1989 г. режим Т.Живкова рухнул.
12 июля 1991 г. Великим Народным собранием была принята новая, ныне действующая Конституция Республики Болгария. Она состоит из 10 глав (169 статей).
Согласно Конституции Болгария – республика с парламентарной формой правления.
Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им непосредственно или через органы, установленные в Конституции.
Никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не могут присвоить себе осуществление суверенитета народа.
Республика Болгария – унитарное государство с местным самоуправлением. В ней запрещено образование автономных территориальных образований.
Республика Болгария является правовым государством. Оно управляется в соответствии с Конституцией и законами страны.
Все граждане равны перед законом. Не допускаются никакие ограничения прав или привилегии, основанные на расовой, национальной, этнической принадлежности, на различии пола, происхождения, религии, образования, убеждениях, политической принадлежности, личном и общественном положении или имущественном состоянии.
Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
Выборы, национальные и местные референдумы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием.
Политическая жизнь в Республике Болгария основывается на принципе политического плюрализма. Ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как государственная.
Вероисповедания являются свободными. Религиозные институты отделены от государства.
В Конституции Болгарии содержатся предписания, определяющие ее экономический строй. Так, в ней говорится о том, что собственность является частной и публичной. Частная собственность объявляется неприкосновенной. Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом. Режим объектов государственной и общинной собственности также определяется законом.
Кроме того, сказано, что хозяйственное использование государственного имущества и управление им осуществляются в интересах граждан и общества, а сама экономика Республики Болгария основывается на свободной хозяйственной инициативе.
Закон создает и гарантирует для всех граждан и юридических лиц одинаковые правовые условия хозяйственной деятельности, предотвращая злоупотребления, связанные с монополизмом, недобросовестной конкуренцией, и защищая интересы потребителя. Инвестиции и хозяйственная деятельность болгарских и иностранных граждан и юридических лиц охраняются законом. Обращает на себя внимание то, что законом создаются условия для кооперирования и организации других форм объединения граждан и юридических лиц с целью достижения хозяйственного прогресса.
Итак, следует констатировать: главное, что характеризует Конституцию Республики Болгария, – это реставрация института права частной собственности, ибо, как известно, отношения собственности являются определяющими в любой системе общественных отношений.
Обращает на себя внимание, однако, то обстоятельство, что в Конституции Болгарии содержатся предписания, которые существенно ограничивают право частной собственности. Так, в соответствии с Конституцией подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса и парки национального значения, природные и археологические заповедники, а также республиканские дороги являются исключительной государственной собственностью.
Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне по исследованию, разработке, использованию, охране и хозяйствованию в отношении биологических, минеральных и энергетических ресурсов этих морских пространств. Государство осуществляет суверенные права в отношении спектра радиочастот и расположения геостационарных орбит, определенных международными соглашениями за Республикой Болгария.
Законом может быть установлена государственная монополия на железнодорожный транспорт, национальные почтовые и телекоммуникационные сети, использование ядерной энергии, производство радиоактивных продуктов, оружия, взрывчатых и биологически сильнодействующих веществ. Условия и порядок предоставления государством концессий и разрешений на деятельность регулируются законом.
Конституция Болгарии ограничивает право частной собственности не только по его объекту, но и в зависимости от субъекта этого права.
В частности, Конституция устанавливает, что иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю в Болгарии, кроме наследования по закону. Однако в этом случае иностранные граждане должны произвести передачу собственности на землю, т.е. продать или подарить ее лицу, которое в Болгарии обладает правом собственности на землю.
При определенных законом условиях иностранцы и иностранные юридические лица могут приобретать право на пользование, застройку и другие вещные права.
Следует отметить, что Конституция Болгарии предусматривает принудительное отчуждение частной собственности в общественных интересах.
Итак, следует констатировать, что конституционная регламентация института права частной собственности в Болгарии вместе с целью реставрировать капиталистические общественные отношения преследует, кроме того, цель – защитить национальные богатства страны.
Конституция Республики Болгария закрепляет политические, социально-экономические, социально-культурные и личные права и свободы граждан, а также их обязанности. Конституция, например, предусматривает следующие личные права граждан: право на личную свободу и неприкосновенность; право на защиту адвокатом с момента задержания или привлечения в качестве обвиняемого; право на защиту от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь, а также против посягательства на честь, достоинство и доброе имя; право на неприкосновенность жилища; право на свободу и тайну переписки и других сообщений; право свободно избирать свое местожительство, передвигаться по территории страны и выезжать за ее пределы. Предусматривается также свобода совести, свобода мысли и выбора вероисповедания и религиозных или атеистических взглядов; право выражать мнение и распространять его в словесной форме письменно или устно; право на поиск, получение и распространение информации.
Ряд предписаний Конституции касается избирательной системы. Среди них обращают на себя внимание следующие. Во-первых, представительные органы (Народное собрание и общинные советы), а также и Президент Республики избираются непосредственно населением. Орган исполнительной власти в общине – кмет (староста) избирается или непосредственно населением, или общинным советом.
Во-вторых, кандидат в депутаты Народного собрания, а также кандидат в Президенты Республики не должны иметь другого гражданства, кроме болгарского, т.е. не должны иметь двойного гражданства.
В-третьих, не допускается императивный мандат депутата, а также отзыв депутата.
В-четвертых, Президентом Республики может быть избран кандидат, за которого проголосовало 1/4 плюс 1 от общего количества избирателей.
Народное собрание Республики Болгария избирается сроком на четыре года.
Народное собрание: принимает, изменяет, дополняет и отменяет законы; принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении; устанавливает налоги и определяет их размер; назначает выборы Президента Республики; принимает решение о проведении национального референдума; избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению – Совет Министров; производит изменения в составе правительства по предложению председателя Совета Министров; создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета Министров; избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом; дает согласие на заключение договоров о государственных займах; решает вопросы объявления войны и заключения мира; разрешает направление и использование болгарских Вооруженных Сил за пределами страны, а также и пребывание иностранных войск на территории страны или их прохождение через нее; объявляет военное или другое чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению Президента или Совета Министров; объявляет амнистию; учреждает ордена и медали; устанавливает официальные праздники; ратифицирует или денонсирует международные договоры.
Право законодательной инициативы имеют каждый народный представитель*(2) и Совет Министров.
Пятая часть народных представителей может предложить Народному Собранию вынести вотум недоверия Совету Министров. Предложение является принятым, если за него проголосовало более половины всех народных представителей.
Когда Народное собрание выносит вотум недоверия председателю Совета Министров или Совету Министров, председатель Совета Министров подает заявление об отставке правительства.
Когда Народное собрание отклоняет предложение о вынесении вотума недоверия Совету Министров, новое предложение о вынесении вотума недоверия на том же основании не может быть сделано в течение последующих шести месяцев.
Народные представители имеют право на вопросы и запросы к Совету Министров или отдельным министрам, которые должны давать ответ на них.
В Республике Болгария Президент является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгария в международных отношениях.
Президент избирается сроком на пять лет.
Президент может мотивированно вернуть закон в Народное собрание для нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано.
Народное собрание принимает повторно закон большинством свыше половины всех народных представителей.
Президент после консультаций с парламентскими группами поручает предложенному самой крупной по численности парламентской группой кандидату на пост председателя Совета Министров сформировать правительство.
Если не достигается согласия о формировании правительства, Президент назначает служебное правительство, распускает Народное собрание и назначает новые выборы.
Совет Министров руководит и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику страны в соответствии с Конституцией и законами.
В Болгарии, согласно Конституции судебная власть независима. При осуществлении своих функций судьи, судебные заседатели, прокуроры и следователи подчиняются только закону. Судебная власть имеет самостоятельный бюджет.
Правосудие в Болгарии осуществляют Верховный кассационный суд, Верховный административный суд, апелляционные, окружные, военные и районные суды. Законом могут создаваться и специальные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами.
Верховный административный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов в административном судопроизводстве.
Он выносит решения по спорам о законности актов Совета Министров и министров, а также других актов, указанных в законе.
Структура прокуратуры соответствует структуре судов. Главный прокурор осуществляет надзор за законностью и методическое руководство в отношении деятельности всех прокуроров.
Следственные органы входят в систему судебной власти. Они осуществляют предварительное производство по уголовным делам.
Судьи, прокуроры и следователи становятся несменяемыми после окончания трехлетнего стажа на должности, которую занимают. Они освобождаются от должности только при уходе на пенсию, по заявлению об отставке, при вступлении в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление, а также при постоянной фактической невозможности исполнять свои обязанности, длящейся более одного года.
Персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, согласно Конституции, определяет Высший судебный совет. Он состоит из 25 членов, которые имеют юридическое образование и не менее чем 15-летний стаж юридической работы. Одиннадцать членов Высшего судебного совета избираются Народным собранием, одиннадцать из них избирают судьи, прокуроры и следователи (судьи выбирают пять, прокуроры трех и следователи тоже трех членов Совета). Трое из членов Совета – председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и Главный прокурор – входят в его состав по праву. Мандат выборных членов Высшего судебного совета – пять лет. Они не могут быть переизбраны сразу после истечения этого срока.
Высший судебный совет назначает, повышает и понижает в должности, перемещает и освобождает от должности судей, прокуроров и следователей. Он наделен правом предлагать Президенту Республики кандидатуры на должность председателя Верховного кассационного суда, председателя Верховного административного суда и Главного прокурора, а также предлагать освобождение их от занимаемой ими должности. Президент не может отказать в назначении на должность или освобождении от нее этих лиц при повторно направленном ему предложении. Следовательно, фактически, тот, кто назначается на эти должности, решает Высший судебный совет.
Высший судебный совет принимает в случаях, определенных законом, решение о лишении неприкосновенности судей, прокуроров и следователей*(3).
Конституция 1991 г. учредила новый орган, не имеющий места в системе государственных органов, которая была установлена в ранее действующих конституциях Болгарии. Этот орган – Конституционный суд Болгарии. Он состоит из 12 судей, 1/3 из которых избирается Народным Собранием, 1/3 назначается Президентом и 1/3 избирается общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда.
Мандат судей Конституционного суда составляет девять лет. Они не могут избираться на эту должность повторно. Состав Конституционного суда обновляется через три года по квоте в порядке, определенном законом.
Конституционный суд: дает обязательные толкования Конституции; выносит решение по требованиям об установлении конституционности законов и других актов Народного собрания, как и актов Президента; решает споры о компетенции между Народным собранием, Президентом и Советом Министров, как и между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами; выносит решение о соответствии заключенных Республикой Болгария международных договоров Конституции до их ратификации, как и о соответствии законов общепринятым нормам международного права и международным договорам, в которых Болгария является участником; выносит решение по спорам о конституционности политических партий и объединений; выносит решение по спорам о законности выборов Президента и вице-президента; выносит решение по спорам о законности выборов народного представителя; выносит решение по обвинениям, предъявленным Народным собранием против Президента и вице-президента.
Согласно Конституции, обычный закон не может предоставлять полномочия Конституционному суду или лишать его их.
Отдельная глава в Конституции Болгарии посвящена местному самоуправлению и местной администрации. Согласно Конституции, территория Республики Болгария делится на общины и области.
Община является основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление. Граждане участвуют в управлении общиной как через избранные ими органы местного самоуправления, так и непосредственно через референдум и общее собрание населения. Границы общин определяются после опроса населения.
Община является юридическим лицом, она имеет право на свою собственность, которая используется в интересах территориальной общности. Община имеет самостоятельный бюджет, постоянные финансовые источники которого определяются законом. Государство помогает нормальной деятельности общин, в частности, перечисляя средства из госбюджета.
Органом местного самоуправления в общине является общинный совет, который избирается населением соответствующей общины сроком на четыре года в порядке, определенном законом.
Органом исполнительной власти в общине является кмет (староста). Он избирается населением или общинным советом сроком на четыре года в порядке, определенном законом.
Управление в области осуществляется областным управляющим, которому помогает областная администрация. Областной управляющий назначается Советом Министров. Областной управляющий обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов, законности и общественного порядка и осуществляет административный контроль.
Центральные государственные органы и их представители на местах осуществляют контроль за соответствием актов органов местного самоуправления закону, только когда это предусмотрено законом.
Общинные советы могут оспорить в суде акты и действия, которыми нарушаются их права.
Глава IX Конституции Республики Болгария посвящена двум вопросам: порядку принятия новой Конституции и порядку изменения и дополнения действующей Конституции.
Согласно Конституции, право на принятие новой Конституции Республики Болгария принадлежит Великому народному собранию, а не парламенту – Народному собранию.
Великое народное собрание которое избирается в общем порядке и состоит из 400 народных представителей, кроме принятия новой Конституции: решает вопросы об изменении территории Республики Болгария и ратифицирует международные договоры, предусматривающие такие изменения; решает все вопросы изменения формы государственного устройства и государственного управления; решает вопросы об изменении п. 2 и 4 ст. 5, п. 1 и 3 ст. 57 Конституции; решает вопросы об изменении и дополнении гл. IX Конституции.
Великое народное собрание решает только те вопросы Конституции, для которых оно избрано. В неотложных случаях оно выполняет полномочия и Народного собрания.
Полномочия Великого народного собрания прекращаются после принятия окончательного решения по вопросам, для которых оно избрано.
В этом случае Президент назначает выборы в Народное собрание в порядке, определенном законом.
Народное собрание уполномочено изменять и дополнять все положения Конституции, за исключением тех, которые входят в компетенцию Великого народного собрания.
Право инициативы изменения и дополнения Конституции принадлежит одной четверти народных представителей и Президенту. Предложение рассматривается Народным собранием не ранее одного месяца и не позднее трех месяцев после его поступления.
Народное собрание принимает закон об изменении или дополнении Конституции большинством в 3/4 всех народных представителей тремя голосованиями в различные дни. Если предложение получило менее 3/4, но не менее 2/3 голосов всех народных представителей, предложение ставится на новое рассмотрение не ранее двух и не позднее пяти месяцев. При новом рассмотрении предложение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 всех народных представителей.

Category: Болгария, Европа

Last articles